Реализация индивидуального подхода на уроках окружающего мира

1 ноября 2016

Мастерская / Статьи

Автор: Халтурина Галина Павловна

Реализация индивидуального подхода на уроках окружающего мира

Вопрос об индивидуальных особенностях личности интересует ученых с давних пор. Еще античные философы Демокрит и Сократ всерьез занимались вопросами значимости индивидуальной работы с детьми.

Предвестник гуманистического подхода к ребенку Ян Амос Коменский предвидел трудности, связанные с осуществлением индивидуального подхода, поскольку он требует от учителя душевных сил, педагогической энергии, а главное - желания увидеть в каждом ребенке участника «сотворчества».

В российской педагогике проблема индивидуального подхода связана с такими именами, как В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

В.Г. Белинский, развивая идеи Яна Амоса Коменского, считал необходимым учитывать природные способности ребенка, при этом общество должно обеспечить всем детям равное воспитание, направленное на развитие: «Каждый человек есть индивид, и как хорошим, так и худым может сделаться по-своему, индивидуально». Он считал, что роль учителя, прежде всего, заключается в изучении хороших и плохих сторон, в их учете и последующем развитии либо минимизации в процессе воспитания.

Великий разработчик теории коллектива А.С. Макаренко видел гармонию развития личности во взаимодействии ребёнка и коллектива. «Индивидуальный подход к учащемуся заключается в том, чтобы применительно к его индивидуальным особенностям сделать его преданным и достойным членом своего коллектива». Условием для этого А.С. Макаренко считал именно организацию педагогического пространства, где будут созданы условия, при которых максимально раскрывается потенциал личности.

Индивидуальный подход в современном мире столь же актуален для образовательной практики. И мы, учителя, должны постараться создать условия для оптимального развития индивидуальных особенностей ребенка с учётом интересов, склонностей и особенностей.

Каждый из нас, работая, идет к накоплению собственного теоретического и практического багажа, придумывает свои оригинальные решения. Растет методическая копилка, обогащается опыт работы.

Для меня уроки окружающего мира в начальной школе не только интересны, но и позволяют обеспечить индивидуальный подход, используя различные педагогические технологии.

Рассмотрим технологию уровневой дифференциации на уроке-экскурсии во 2 классе «Чудесные цветники осенью». Каждая группа получает задание: с помощью «Атласа-определителя»: найти в цветнике иллюстрацию и информацию о нём.

Группы формируются заранее с учётом индивидуальных особенностей. Группа детей, испытывающая трудности в чтении и отборе информации, получает задание найти самые распространённые цветы: ноготки, бархатцы и показать одноклассникам. Группа с высоким уровнем развития должна не только найти георгин, золотарник и циннию, но и сочинить о них загадку, используя информацию из справочника. Группы со средним уровнем развития ищут маргаритки, космею, астру, гладиолус, петунию и хризантему, а затем готовят мини-отчёт о каждом растении. В итоге за 45 минут урока дети знакомятся с 11 растениями, трогают, нюхают, любуются и довольные экскурсией возвращаются в класс.

Казалось, урок закончен, и тема пройдена, но она получает продолжение для некоторых учеников. Трое детей приняли участие в Общероссийской дистанционной викторине «Цветы в преданьях и легендах» МГИА КЛИиО «Юный интеллектуал». Еще двое учеников вместе с мамой Натальей Ивановной Дружининой загорелись идеей развести цветник во дворе школы, чтобы не ходить по окрестностям в поисках нужного растения. И весной этого года у нас появился свой цветник, в который вложен труд каждого ученика с 1 по 4 класс, т.к. разбивали его на уроках окружающего мира, как говорится, всем миром.

Урок-практикум первоклассников «Откуда хлеб пришёл» тоже проходит с учётом индивидуального подхода: заранее подготовлены лидеры групп, под руководством которых одноклассники замешивают тесто, затем лепят и украшают булочки. На уроке они учатся работать в сотрудничестве, помогая друг другу советами: как избежать прилипания теста к рукам, как лучше сделать вензель и т.п. После выпечки в школьной столовой ребята получают свои булочки на обед. И хотя некоторые неказисты на вид и скупо украшены, но кажутся самыми вкусными!

За один урок-практикум дети осваивают технологическую последовательность производства хлеба с учётом индивидуальных способностей.

Музейная педагогика - важная часть работы любого учителя. На уроке окружающего мира, используя технологию сотрудничества, мы с третьеклассниками превратили направление «Экскурсия в музей» в продукт совместного творчества. Вместе сформулировали тему музейной экспозиции: «Памятные вещи моей семьи». Главными экспонатами в музее стали простые предметы быта, сберегавшие домашнее тепло семьи. На подготовку открытия «Музея одного дня» ушла неделя.

Ученики собрали предметы, приготовили информационные этикетки к экспонатам и небольшие рассказы о них. В качестве взаимопроверки готовности отчитались в группах перед одноклассниками и уже с учётом корректировки приготовились к встрече гостей - других учеников школы.

Чего только не было в музее! Фамильная чайная пара, которой более 100 лет, ложка, прошедшая войну, медали прадеда, деньги СССР, значки, открытки, веретено, полотенце с ручной вышивкой прабабушки и многое другое.

Музей одного дня не требует выезда из школы - это очень удобно. И самое главное, что такой музей вызывает интерес к традициям, способствует формированию правильного мировоззрения, помогает разобраться в культурных ценностях, знакомит с организацией выставочной деятельности и позволяет индивидуально подойти к выбору экспоната и его презентации.

Данная технология помогает осмыслить связь науки и культуры с жизнью, с индивидуальным опытом ученика, вносит разнообразие в формы учебной работы.

Технологию уровневой дифференциации на уроке можно использовать и во время проверочных работ. Для этого задание нужно разделить на 2 части: обязательную и дополнительную. Это позволит слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а ученики с высоким уровнем развития успеют выполнить как обязательную, так и дополнительную.

Из многообразия технологий, претендующих на реализацию

индивидуального обучения, мне наиболее интересна технология проектной деятельности, где учитель создаёт условия для оптимального развития индивидуальных способностей ученика во внеучебное время.

За прошлый год, ориентируясь на индивидуальные особенности и желания каждого ребёнка, мы с учениками успешно выполнили несколько проектов по окружающему миру для 1-4 классов: «Бабочки нашей мечты», «Убирать осенние листья или нет», «Край родной, навек любимый», «Осенний калейдоскоп», «Культуру Урала бережно храним», «Как ты красив, мой край любимый» и др.

Ученики достойно защитили свои проекты на конкурсах разных уровней: городском, областном и региональном, получив опыт исследовательской деятельности, ораторского искусства и расширили свои знания по предмету.

Главное достоинство индивидуального обучения я вижу в том, что оно позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, нужно только умело использовать педагогические технологии.

Источник