Тесно ли гимназии в детском саду

18 марта 2017

Мастерская / Статьи

Автор: Борис Старцев, НИУ ВШЭ

Тесно ли гимназии в детском саду

И почему можно пропускать уроки в предуниверсарии.

Сотрудничество екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей» с Вышкой началось лет пятнадцать назад. Тогда она единственная в Свердловской области имела статус базовой школы. Недавно гимназия стала ресурсным центром ВШЭ в Уральском федеральном округе, а старшеклассники — участниками сетевого проекта «Предуниверсарий».

Интерес к Высшей школе экономики возник у учителей «Корифея» в начале 2000-х — туда они ездили на курсы повышения квалификации и были очень довольны, вспоминает директор «Корифея» Алексей Бабетов: говорили, что получают исчерпывающие ответы на самые сложные и болезненные для предметников вопросы.

В тот же период в гимназии по инициативе родителей сформировался попечительский совет (позже его преобразовали в наблюдательный). На первом же заседании его члены, помогавшие не только деньгами, но и советами — предложили подружиться с Вышкой, чтобы дети понимали, куда стоит поступать. Так у ВШЭ появился форпост на Урале.

Новый этап взаимодействия начался в 2014 году, когда Вышка приступила к созданию Университетского образовательного округа, главная цель которого — совершенствовать модель старшей школы в России. С разрешения городского начальства «Корифей» получает статус ресурсного центра ВШЭ — становится со-организатором всевозможных вышкинских проектов в регионе для уральских учителей и школьников, чтобы тем лишний раз не летать в Москву. В ноябре «Корифей» организовал в Екатеринбурге выездную сессию для старшеклассников.

Альтернатива

История «Корифея» отсчитывается с начала 1990-х годов, когда в спальном районе недалеко от центра Екатеринбурга был открыт первый на Урале развивающий центр для дошкольников «Филипок». А сам «Корифей» (школьная ступень) появился в 1994 году, когда были открыты начальные классы, а образовательное учреждение перешло в муниципальную собственность.

У основателей гимназии Алексея Бабетова и Марии Калужской, семейной пары, директора и замдиректора, педагогического опыта не было, в образование они пришли из Института философии и права Уральского отделения Академии наук, а значит — были свободны от советского педагогического опыта. «Корифей» создавали, как часто бывало с авторскими школами, прежде всего для собственных детей. Гимназия быстро набрала популярность у среднего класса, ищущего альтернативу массовому советскому образованию.

Песочница на обочине

Сейчас у гимназии два здания, оба — бывшие детсады, журналисты однажды назвали «Корифей» «песочницей на обочине». Всего около 600 школьников плюс подготовительное отделение. «Мы немного комплексовали, что у нас школа в детском саду, но потом расслабились, — говорит Мария Калужская. — Просторное здание — хорошая штука, нам не раз предлагали переехать, но получалось слишком далеко. Мы и сейчас в поисках оптимального варианта, но для развития школы есть более важные вещи. К тому же появляется лишний стимул выйти с детьми во внешний мир — в музеи, в библиотеки, на экскурсии».

Двухэтажное здание на «Синих камнях» (по имени расположенного рядом жилого комплекса) окружено обшарпанными девятиэтажками, внутри узкие извилистые коридоры и миниатюрные классы. В дело пущен каждый квадратный метр — редкая поверхность без оформления, даже напротив буфета на выложенной плиткой стене доску объявлений устроил Совет гимназистов. Комнаты отдыха учителей, оборудованные на месте детсадовских туалетов и душевых, называют «каморками».

Длинный коридор на первом этаже увешан плакатами, иллюстрирующими 7 базовых ценностей «Корифея». На каждую ценность (безопасность, чистота и порядок, организованность, качество и т.д.) — плакат в человеческий рост. Передвигаешься по зданию, словно по улочкам старого города, натыкаясь то на огромный ярко-вишневый плакат «Читать модно», то на выставку детских рисунков, то на стену, на которой разноцветными фломастерами и на разных языках оставляют отзывы гости «Корифея».

Физкультурный зал кажется меньше, чем в иных детсадах, но это не проблема. Часть занятий проводится на улице (родитель-спонсор построил во дворе хоккейную коробку) и в городских спортивных центрах. Но самое главное — в «Корифее» есть Михаил Михайлович Эрперт, учитель физкультуры, внешне напоминающий героя рекламы освежающих таблеток. Как и у тренера — супер-бизона, у него «свои методы работы с молодежью». Бывший главный инженер-конструктор уральского завода, он разработал методику постановки и отработки движений в различных видах спорта (например, бросков в баскетболе) и применяет ее столь успешно, что «Корифей» регулярно входит в пятерку екатеринбургских школ с лучшими спортивными результатами.

Школа как корпорация

«Корифей» — одна из тех созданных после перестройки новаторских школ, которые не просто выжили, но и сохранили идентичность. Гимназию не раз пытались «оптимизировать», но при поддержке родителей самостоятельность удавалось отстоять.

Алексей Бабетов считает, что в школе должны быть своя культура, свой уклад. Символ «Корифея» — мальчишка в очках, с прической ёжиком и с толстой книгой под мышкой, чем-то напоминающий Гарри Поттера. Его изображением «брендированы» дневники, сайт гимназии, доски объявлений. Гимназисты и учителя, а порой и родители называют себя «корифеями». Объединяющий элемент гимназического сообщества — бонусная клубная программа (совместный проект с Газпромбанком): около тысячи педагогов и родителей имеет кампусную пластиковую карту, она же электронный пропуск в гимназию, проездной на екатеринбургский транспорт и средства платежа, дающее скидку в сотне екатеринбургских предприятий от ресторанов до книжных магазинов.

Родителей корпоративная карта избавляет от общения с охранниками на входе в гимназию, так что некоторые из них по утрам, доставив ребенка на учебу, в гимназическом буфете общаются друг с другом, с учителями, администрацией, а заодно завтракают. Проверенный поставщик питания с созвучным названием «Каравай» обеспечивает школьный буфет не только традиционной кашей, но и, например, японскими роллами.

Еще фактор, выделяющий гимназию из множества авторских школ 90-х, — чувство меры при внедрении новаций.

Одна из самых знаменитых в России новаторских школ — Парк-школа, также созданная в 1990-е в Екатеринбурге, перестала работать, так как ее основной принцип — отказ от классно-урочной системы в пользу разновозрастных студий, которые ученики свободно выбирают по интересам и в любой момент могут корректировать выбор — плохо сочетался с общепринятыми педагогическими нормами. Опыт Парк-школы «корифеев» привлекал, но в стационарные программы его встраивать не стали, а вынесли на площадку открытой каникулярной Интеллект-школы «Корифей плюс». Там проводятся занятия разного формата по разным предметам, причем интеллект-школа открыта для учеников со всей области — так «Корифей» формирует базу уральских одаренных детей (почти половина участников ноябрьской сессии Вышки ранее прошла через интеллект-школу).

Не только учеба

В «Корифее» считается, что работа учителя не может ограничиваться преподаванием школьных предметов. Он должен участвовать в детских внеурочных проектах, способствовать тому, чтобы ученики придумывали такие проекты сами. Это могут быть праздники, квесты, театральные постановки, любая другая «движуха» не только для развлечения, но и для развития.

«Корифей» — самая креативная школа в городе, — считает Екатерина Меньшикова, мама шестиклассника, возглавляющая Наблюдательный совет. — Всё, что здесь придумано, — нестандартно. Был у нас новогодний карнавал — нигде больше такого не увидите. Дети сюда бегут не только на учебу — они устраивают выставки, выпускают газету, им всё интересно и всё время что-то надо».

Активисты ученического самоуправления придумали «Ночь в Корифее», которая проходит дважды в год, — с восьми вечера до двух ночи старшеклассники общаются с приглашенными «звездами» (политологами, модельерами, музыкантами и проч.). У учителей появился аргумент для повышения детской мотивации: «Будешь плохо себя вести — не пойдешь на "Ночь в Корифее"». Недавно в гимназии устроили «Погружение в 90-е», моделируя ту эпоху вплоть до еды и одежды с участием автора книги о первом Свердловском рок-клубе.

Все это не означает, что учеба уходит на второй план, совсем наоборот. Для тех, кто нацелен на высокие результаты, даже устраивают бесплатные дополнительные занятия: в гимназии есть понятие «нулевой» урок, благо общие занятия начинаются в 8.45.

«Корифей» — одна из самых «медийных» школ России. Учителя и администраторы — постоянные гости столичных педагогических конференций, замдиректора Мария Калужская регулярно пишет сценарии праздников, которые потом используют в школах по всей стране, и колонки для федеральных педагогических СМИ. Гимназия успела поучаствовать в разработке концепций школы «Сколково», «Умной школы» и «Летово», а также во всевозможных местных и федеральных отраслевых конкурсах.

Предуниверсарий

«Корифей» стал участником сетевого проекта ВШЭ «Предуниверсарий», главная задача которого — совместными усилиями создать новую модель профильной старшей школы.

В проекте участвуют не классы или группы старшеклассников из этих школ, как в распределенном лицее Вышки в Москве, а отдельные дети, прошедшие отбор (учитывались оценки на экзаменах, средний балл за 9-й класс, участие в различных конкурсах, лидерские качества и проч.). Каждый ученик составляет индивидуальный учебный план: одни курсы изучает очно, в обычном режиме, другие — заочно, третьи — тоже заочно плюс ускоренно, сдавая экзамены экстерном. Проще говоря, на занятия по некоторым предметам можно не ходить, но зато обязательно посещение сессий, которые регулярно проводит ВШЭ. Элементом предуниверсария в перспективе станет онлайн-образование, когда сетевые курсы для детей в регионах запишут лучшие преподаватели ВШЭ, специализирующиеся на работе со школьниками.

Официально проект стартовал этой осенью, но в «Корифее» апробировать новую модель начали еще в прошлом учебном году, по мере того, как представители школ из разных регионов разрабатывали ее в Вороново на проектных семинарах. В каждой параллели отобрали по несколько лучших учеников, в том числе обладателей почетного звания «Гордость Корифея» (его присваивают «за выдающиеся достижения в науках и знаниях, творчестве, спорте и общественной жизни»). Почти все они нацелены на поступление в Вышку на программы по социально-экономическим или гуманитарным направлениям, не раз участвовали в ее каникулярных школах и занимали призовые места на олимпиаде «Высшая проба».

Источник.