Цель проекта - создать модель результативной школы, развивающей человеческий капитал.
Что такое персонализированное обучение?
Персонализированный подход в образовании направлен на развитие внутренней мотивации ученика, который сам управляет своим обучением. Ребёнку предоставляется «право на ошибку», т.е. возможность самому оценивать правильность совершенного выбора. Важными факторами нового подхода являются также эффективность сотрудничества при выполнении учебных заданий, развитие «гибких» навыков в ходе освоения предметного содержания.
Новая методология качественно меняет систему школьного обучения, содействуя «развитию современной школы как школы возможностей, позволяющей найти путь к успеху для каждого ученика» (А. Асмолов).
Преимущества ПО
-
Индивидуальный подход к каждому учащемуся. Благодаря адаптации учебных материалов под конкретные нужды и способности учеников, процесс обучения становится более эффективным и результативным. Каждый может учиться в своем темпе, получая необходимую поддержку и ресурсы для достижения успеха.
-
Повышение мотивации и успеваемости. Когда учебный материал соответствует интересам и уровню подготовки ученика, он становится более заинтересованным и вовлеченным в учебный процесс. Это, в свою очередь, способствует лучшему усвоению знаний и развитию необходимых навыков.
-
Снижение перегрузки и стресса, создание благоприятных условий для обучения.
Риски перехода на ПО
- Трудоёмкость: необходимость адаптации учебных программ и создания нового контента.
- Новое представление о результате: смена процедур контроля и оценивания; учителя и родители теряют привычные рычаги управления.
- Психологическая инерция, боязнь инноваций.
Старт проекта
С августа 2019 г., в рамках всероссийского проекта Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», апробация новой модели стартовала в сотне с лишним школ нашей страны и в трёх школах Свердловской области, среди которых - Гимназия «Корифей». У нас эксперимент начался с параллели 7-х классов.
Проект поддерживается Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, Департаментом образования города Екатеринбурга, ПАО Сбербанк и группой компаний НТПЗ.
В сентябре 2020 года гимназия «Корифей» получила статус региональной инновационной площадки для апробации модели персонализированного обучения. Наша тема в рамках проекта – «Создание информационно-образовательной среды для повышения мотивации обучающихся».
- По итогам 2020–2021 учебного года гимназия вошла в ТОП-300 школ РФ, внедряющих персонализированное обучение.
- В 2021–2022 учебном году гимназия вошла уже в ТОП-15, выиграв конкурс на предоставление грантовой поддержки школам, внедряющим персонализированную модель образования.
- В 2022 году проект целевого гранта в рамках реализации комплексной программы Благотворительного фонда “Вклад в будущее” по распространению практики персонализированного образования был успешно завершен. Но работа в системе ПО продолжается..
- В марте 2023 г. на площадке Московского международного Салона образования Онлайн школа Корифей и СберОбразование подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития дистанционного обучения школьников.
В процессе совместной работы партнеры запустили на платформе СберКласс Онлайн школу Корифей, которая уже ведет набор учащихся.
Это программа с модульной системой обучения и персонализированным подходом. Совмещая современные цифровые инструменты и эффективные педагогические практики, Корифей и Сбер создают новый подход к обучению, отвечающий запросам быстро развивающегося общества.
Персонализация сегодня
Цель гимназии на 2024–2025 учебный год – продолжить внедрение системы ПО в формате заочного обучения, создать условия для трансформации традиционного урока.
Группа педагогов, включённых в проект, применяют модель персонализированного обучения для 5–9 классов на платформах Сберкласс и МЭО. В основном эксперимент ведется в системе заочного обучения, но и на очных занятиях также применяются элементы персонализации. Ученик сам выбирает темп, уровень освоения материала и приоритетные предметы, работает с тьютором. Используется критериальная система оценивания 一 баллы переводятся в отметки в конце учебных периодов, составляются персональные репорты для каждого ученика с 1 по 10 класс.
С 2024-2025 учебного года гимназия переходит к методике формирующего оценивания.
На данном этапе основная проблема 一 неготовность школы: системно-методическая, дидактическая, психологическая.
Есть педагоги, созревшие для экспериментов, есть родители, которые согласны передать своим детям ответственность за обучение, но их процент пока невелик. Остаются еще общие требования, контрольные проверки (ГКР, ВПР), процедуры оценивания и итоговой аттестации, которые принципам ПО во многом противоречат.
Перспективы персонализации
С развитием технологий и методов анализа данных персонализированное обучение станет более эффективным и доступным. Интеграция искусственного интеллекта и персонализированного подхода позволит создавать адаптивные учебные программы, которые будут учитывать не только академические, но и личные особенности каждого студента. Это поможет создать более инклюзивную и справедливую образовательную систему, где каждый учащийся сможет реализовать свой потенциал.
Команда гимназии намерена продолжать развивать и внедрять технологии, которые помогут сделать персонализированное обучение более доступным и эффективным.