Модель смешанного обучения для старшей школы

1 января 2016

Мастерская / Статьи

Автор: Мария Калужская

Модель смешанного обучения для старшей школы

Актуальность данной статьи связана с предстоящим введением ФГОС среднего общего образования и - в этой связи - поиском переходных моделей, которые помогут школам эффективно реализовать идеи новых стандартов. Автор представляет модель смешанного обучения, которая реализуется в МАОУ Гимназии №210 «Корифей» через программу Предуниверсария НИУ-ВШЭ.

Старшая школа России готовится к переходу на новые стандарты: во всех регионах уже есть пионеры, приступившие к внедрению ФГОС и получившие первый опыт «гибкой» профилизации - на основе индивидуальных учебных планов, обязательной проектной деятельности и пр. Однако одной из главных проблем уровня среднего общего образования по-прежнему остается герметичность образовательного пространства и дефицит внешних коммуникаций.

Даже в современном глобальном образовательном пространстве школы создают маленькие закрытые миры, в которых учащиеся «закреплены» за конкретными предметами/учителями и находятся в стенах школы с утра до вечера. Диапазон внешних образовательных взаимодействий типичного старшеклассника весьма ограничен и сводится к занятиям с репетиторами, посещением подготовительных курсов или секций вне школы.

Молодой человек 16-18 лет находится, по преимуществу, в пассивной позиции по отношению к целям и задачам собственного образования и (в дальнейшем) построения жизненного маршрута. Курс на повышение самостоятельности учения подменяется задачей «углубленного изучения предметов» или изучения предметов «на профильном уровне» в сочетании с гиперопекой родителей, часто делающих профильный, а потом и профессиональный, выбор за своих детей.

Ответственность за образовательные результаты при этом несет учитель, а не ученик. В результате не складываются условия для формирования осознанного и ответственного типа учения. Очевидно, что на пути к ФГОС (и параллельно с его введением) нужно тестировать новые модели организации учебного процесса.

Модель смешанного обучения вполне соответствует обозначенным целевым ориентирам.

Смешанное обучение (blendedleaming) - современная модель, объединяющая технологии традиционного классно-урочного обучения с технологиями дистанционного образования, а также предполагающая включение различных режимов (интенсивного, ускоренного) и форматов (очного, очно-заочного, самостоятельного) обучения.

Идеология смешанного обучения подразумевает также расширение актуального образовательного пространства: включение в программу выездных сессий, стажировок и образовательных путешествий; обучение на разных площадках (школы, вузы, центры ДО, научные и культурные организации и пр.).

Применение принципов смешанного обучения позволяет достичь следующих целей:

  • расширить образовательные возможности учащихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
  • стимулировать формирование активной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
  • трансформировать стиль педагога и повысить его профессиональную компетентность (при разработке и реализации программ, способствующих конструированию собственных знаний; при сопровождении ИУП, освоении технологий дистанционного обучения и пр.);
  • индивидуализировать образовательный процесс, когда учащийся самостоятельно определяет свой образовательный маршрут, а учитель выполняет роль помощника и наставника.

Очевидно, что модель смешанного обучения опирается на стратегию ответственного выбора и реализуется через индивидуальные учебные планы. Каждый ИУП составляется как набор выбираемых учащимся видов, форматов и режимов освоения различных учебных курсов, а также учебных площадок. Индивидуальная образовательная программа фиксирует договор между образовательной организацией с ее диапазоном возможностей (образовательных предложений) и обучающимся с его образовательными потребностями и целями.

Происходит грамотное разделение ответственности, при котором старшеклассник делает выбор и принимает на себя обязательства по выполнению ИУП.

В одиночку школа не способна работать по данной модели: нужны серьезные партнеры, готовые поделиться ресурсами и заинтересованные в компетентных абитуриентах. Прежде всего, это высшие учебные заведения.

Многие вузы сегодня предлагают общеобразовательным организациям включиться в программы предуниверсариев, обеспечивающих целевую подготовку будущих выпускников в тесном контакте с вузом. Подобные программы, хоть и запускаются конкретными учебными заведениями, не имеют жесткой связи с поступлением в данный вуз и дают школе (и ее учащимся) доступ к передовым высокотехнологичным ресурсам, методическим базам, лучшим кадрам и новым подходам в обучении. А также стимулируют ее на выход за пределы собственных стен и ограничений.

МАОУ Гимназия №210 «Корифей» с 2016-2017 учебного года вошла в программу «Предуниверсарий НИУ-ВШЭ» - в качестве регионального ресурсного центра.Весь предыдущий год шла совместная работа Дирекции общего образования НИУ-ВШЭ и представителей более 30 школ РФ над составлением основных образовательных программ и рабочих программ по предметам (на платформе модели смешанного обучения), а также над подготовкой нормативной базы для запуска проекта.

Образовательная программа Предуниверсария построена на основе базовых идей ФГОС среднего общего образования и предполагает сетевую форму реализации за счет совместной деятельности НИУ ВШЭ и партнерских школ, обладающих собственными наработками и ресурсами.

На конкретного 10-классника, поступившего в Предуниверсарий, участие в программе налагает следующие обязательства:

  • освоить предметы углубленного изучения, посещая учебные занятия в школе и прослушав рекомендованные онлайн курсы;
  • самостоятельно освоить отдельные учебные предметы на базовом уровне- без обязательного посещения уроков по этим предметам;
  • выполнить одну исследовательскую/проектную работу под руководством компетентного руководителя (ведущего учителя, преподавателя вуза, научного сотрудника);
  • принять участие в интеллектуальных состязаниях (олимпиадах и конкурсах из Перечня Минобрнауки России);
  • принять участие в выездных интенсивных сессиях (4-6 за 2 года), организуемых на базе ВШЭ либо школ - ресурсных центров в регионах;
  • провести одну крупную или ряд небольших работ в рамках социальной практики.

В начале сентября первая группа десятиклассников гимназии была зачислена на программу Предуниверсария (на 3 профильных направления). Это не все учащиеся 10-х классов, а только те, кто выразил желание и набрал требуемые проходные баллы (всего 10 человек).

Таким образом, мы получили возможность протестировать модель смешанного обучения в ситуации «мягкого» перехода от классической системы профильной школы к новым ФГОС. И расширить свое образовательное пространство сразу и «внутрь» (используя собственные возможности управления формами, стилями и режимами обучения), и «вовне» (подключая ресурсы вуза и других школ - сетевых партнеров).

Источник