История школы
Гимназия «Корифей» работает в Октябрьском районе г. Екатеринбурга с 1994 года, однако история ее начинается с октября 1991 года, когда открылся Центр дошкольного гуманитарного развития «Филипок», который ныне является отделением дошкольной подготовки.
Мы относим себя к категории авторских, или (на английский манер) «основанных» школ. Для России это практически то же самое, что «инновационных», ведь в 90-е годы учебные заведения создавались неравнодушными людьми (учеными, педагогами, просто родителями-энтузиастами) в качестве альтернативы образцам массово-конвейерной сборки.
Члены одной семьи учёных-гуманитариев - Майя Петровна Никулина, Алексей Алимович Бабетов и Мария Владимировна Калужская — основали гимназию для своих детей, обустроив ее как место продуктивного и увлекательного взаимодействия трех поколений. Мы создаём особую коммуникативную среду, стимулирующую познавательный интерес и объединяющую детей и взрослых при помощи эффективных способов образовательного общения и современных информационно-коммуникационных технологий. И постоянно тестируем новые идеи, двигаем масштабные проекты.
Основные вехи развития школы
- В октябре 1991 г. открывается первый в Екатеринбурге центр дошкольного гуманитарного образования "Филипок", объединивший 25 детей и 12 родителей, выступающих в роли педагогов. "Школа для дошкольников" работает в помещениях Областной детской библиотеки, Областного Музея писателей Урала, Художественного колледжа и Городской детской библиотеки.
- В 1994 г. приказом Управления образования Администрации г. Екатеринбурга учреждается муниципальное образовательное учреждение Гимназия № 210 "Корифей". Гимназия получает первую лицензию на ведение образовательной деятельности и размещается в здании бывшего детского сада по ул. Байкальская, 29.
- В 1999 г. руководители гимназии - на форуме авторских школ "Эврика" - выдвигают идею об эффективной коммуникации как фундаменте современного образовательного процесса, для реализации данного проекта "Корифей" получает статус Федеральной экспериментальной площадки, затем, в 2002 г., – Федеральной авторской экспериментальной школы.
- В 2001 г. сайт гимназии "Корифей" побеждает в I Всероссийском конкурсе "Образование в Рунете" и признается лучшим школьным сайтом России.
- В 2004 г. гимназия делает первый выпуск (12 человек, двое медалистов). Становится первой в УрФО базовой школой Государственного университета "Высшая школа экономики" (г. Москва). На базе школы несколько лет проводятся региональные предметные олимпиады ГУ ВШЭ для школьников. Учащиеся старших классов проходят подготовку по программам вуза, педагоги бесплатно повышают квалификацию и получают методическую поддержку.
- С 2005 по 2010 гг. «Корифей» является Федеральным инновационным центром повышения квалификации для педагогических кадров со всей страны. Всего за период разными видами переподготовки охвачено более 400 руководителей системы образования, проведено 55 учебных сессий; подготовлено 10 методических пособий и выпущено 2 книги.
- В 2007, 2008 и 2013 гг. гимназия "Корифей" становится победителем Всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
- В 2008 г. открывается I летняя Интеллект-школа "Корифей плюс", собирающая одаренных учащихся со всей Свердловской области. В течение 10 дней школьники под руководством лучших учителей страны сочетают отдых с интенсивными занятиями.
- В 2008-2009 гг. под брендом "Корифей" объединяются три школы Октябрьского района: в состав гимназии входят гимназия № 207 "Оптимум" и гимназия № 187 "Семейная школа". После закрытия "Элитарной школы" (МОУ СОШ № 204) часть её учащихся и педагогов также переходит в "Корифей". В течение 2-х лет идёт непростой период реорганизации и "притирки" разных позиций и укладов.
- В сентябре 2010 г. Гимназия «Корифей» получает статус Федеральной инновационной площадки под №1 с темой «Школа эффективного управления». Проект успешно завершён в 2016 г.
- С сентября 2015 г. начинается системное внедрение модели "1 ученик - 1 мобильное устройство" в тесном сотрудничестве с Бауманским Лицеем г. Йошкар-Олы. Работает проектная группа "Мобильный Корифей", более 20% педагогов проводят занятия на планшетах, создана детская группа технических ассистентов «Genius».
- В 2017 г. гимназия выигрывает и успешно осваивает два крупных гранта: проект "Мобильная школьная библиотека" становится лидером конкурсного отбора МОН РФ на предоставление грантов из федерального бюджета по направлению «Современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения»; проект НП Клуба «Корифей» «Уральская школа вожатых», подготовленный педагогами гимназии, входит в число победителей I всероссийского конкурса президентских грантов.
- С 2017 г. «Корифей» включается в программу "Предуниверсарий", предложенную НИУ «Высшая школа экономики» для подготовки компетентных абитуриентов. В старшей школе начинается реализация индивидуальных образовательных маршрутов на основе смешанной модели обучения.
- В 2018 г. родители, партнеры и выпускники гимназии при поддержке Некоммерческого партнёрства "Клуб Корифей" создают Эндаумент фонд, или фонд целевого капитала. В декабре 2018 г. в Екатеринбурге проходит I Всероссийский Форум школьных эндаументов, где известный предприниматель-меценат Игорь Рыбаков пополняет Эндаумент фонд гимназии ровно на ту же сумму, которую сумело собрать сообщество, - на 21 млн рублей! По состоянию на январь 2020 года размер фонда составляет 44,7 млн. рублей.
- Летом 2019 г. гимназия присоединяется к федеральному проекту по внедрению модели персонализированного (результативного) образования - под эгидой Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее". Стартует проект «Методический десант» (взаимное погружение в жизнь дружественных школ, экспертиза, взаимопомощь, обмен эффективными решениями). Команда гимназии становится лауреатом Всероссийского конкурса инноваций в образовании «КИвО».
- В январе 2020 г. в сети появляется новый сайт гимназии «Корифей». Коллектив успешно проходит испытание дистантом: несколько корифейских педагогов и руководители гимназии проводят онлайн консультации и вебинары по организации эффективного ДО для учителей всей страны (всего более 50). "Корифей" становится региональной площадкой по апробации модели персонализированного образования, стажировочной площадкой Рыбаков фонда по направлению «Школа – центр социума».
- В 2021 г. внедряется система CRM («Службы заботы»), обеспечивающей автоматизацию рутинных процессов учёта и обслуживания. Идёт строительство каркасного спортивного зала на территории школы. Впервые в финале учебного года проводится семейный праздник «КориFest». К 30-летию гимназии открывается скульптурная композиция «Очки Корифея», выходит в свет книга “Корифей: школа настоящего” (автор - Людмила Кожурина).
- В 2022 г. гимназия вошла в топ-200 лучших российских школ и заняла 6 место в топ-10 лучших школ Екатеринбурга по версии агентства RAEX (на основе конкурентоспособности учеников). Открылись заочное отделение гимназии и цифровая школа «Корифей онлайн». К юбилею школы издана книга «Корифей в лицах» (автор – Татьяна Ефлаева).
- В 2023 г. на площадке Московского международного Салона образования Онлайн школа Корифей и СберОбразование подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития дистанционного обучения школьников.
- В 2023 г. Онлайн школа Корифей открыла профильный медицинский класс, который поддержал Благотворительный фонд имени доктора Л.Е. Леконцевой.
- В сентябре 2023 г. на базе "Корифея" прошёл Всероссийский форум о фандрайзинге в образовании "Малахитовая шкатулка".
- Летом 2024 г. директором гимназии стал Артём Андреевич Мамылин, учитель английского языка, призёр региональных и всероссийских педагогических конкурсов, магистр государственного и муниципального управления Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва). А.А. Бабетов, основатель и директор гимназии с 1994 по 2024 гг., возглавил группу проектов "Корифей".
Как появилось название «Корифей»?
В процессе обсуждения сразу было обозначено несколько предварительных требований: имя должно 1) отражать миссию школы, т.е. быть символическим («корифей» – лидер, мастер, знаток); 2) быть понятным (легко объяснимым) каждому ребенку, т.е. не заумным; 3) легко присваиваться, переноситься на каждого (все ученики и учителя – корифеи или стремятся стать таковыми). Если у школы несколько имен-названий, то нужно подбирать фонетически, интонационно и семантически созвучные (дошкольный центр «Филипок» дорос до «Корифея» – живая эстафета). И, наконец, название школы может успешно применяться к добрым друзьям, соратникам, партнерам; называя их корифеями, мы делимся своим успехом и приобщаемся к чужим достижениям. В общем, корифеи всех стран, соединяйтесь!
ГИМН КОРИФЕЕВ (автор слов - М.В. Калужская, впервые исполнен в 1995 г. на церемонии Посвящения в гимназисты)
Октябрь уж наступил, уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
И в гимназисты нас сегодня посвящают,
В тот день, когда открылся пушкинский Лицей...
ПРИПЕВ:
Мы стали гимназистами, мы будем корифеями
С великими идеями и помыслами чистыми,
С делами знаменитыми, с мечтами небывалыми -
Мы будем корифеями во всем: в большом и в малом!
Лицеем неспроста всю жизнь гордился Пушкин
И мы, как он, горды гимназией своей.
Клянемся вместе быть - и клятвы не нарушим,
Пока храним в сердцах названье “Корифей”.
ПРИПЕВ