Цель проекта: обеспечение интенсивного профессионального роста и успешной адаптации молодых педагогов.
Профессиональное развитие достигается через совместное исследование, проектирование и тестирование эффективных педагогических практик.
Проект объединяет следующие направления:
- кураторскую методику (разработанную Академией «Директория»: direktoria.org, ИД «Сентябрь»);
- коучинговое сопровождение;
- систему ценностного наставничества – адресную поддержку личностного развития и жизненного выбора;
- исследование рейтинга факторов Дж. Хэтти, влияющих на качество обучения.
Участники проектной группы «Факторы успеха» выявляют разные виды трудностей, с которыми неизбежно встречается начинающий учитель. Основная идея – развивать именно те аспекты, которые наиболее сильно влияют на повышение педагогического мастерства и качества работы. Один из ключевых вопросов: могут ли трудности быть привлекательными для молодых педагогов?
Начинающие и опытные коллеги вместе анализируют факторы, «фишки» и лайфхаки профессии, а также помогают друг другу переносить их в ежедневную практику. По итогам работы группы ежегодно составляются сборники приёмов обратной связи, техник развития критического мышления, коммуникативных кейсов и др. для использования в гимназии.
В фокусе внимания группы находится множество вопросов: от инструментов мотивации и совместного проектирования образовательной программы до поддержания дисциплины в классе и взаимодействия с родителями.
Встречи участников проходят регулярно (обычно один раз в неделю) и длятся ровно 60 минут. В периоды каникул организуются тренинги для отработки практических навыков.
Что повышает эффективность уроков? Сегодня исследователи говорят о более чем 250 критериях качества обучения. Они отличаются силой влияния на успехи учеников. Учитель помогает достигать высокие результаты, если в своей практике осознанно обращает внимание на наиболее значимые факторы. В группе «Факторы успеха» начинающие и опытные педагоги вместе тренируют навыки, необходимые настоящему мастеру.
В рамках программы происходит отработка конкретных аспектов педагогического мастерства, исследование факторов, влияющих на качество обучения, обмен опытом и обучение у экспертов, которые приглашаются для выступлений на встречи группы. Участники проекта также исследуют практику применения отдельных факторов и техник в деятельности всего коллектива гимназии, что позволяет привлечь общее внимание к ключевым показателям успешности и повысить качество обучения в целом. В постоянном фокусе внимания педагогов: взаимные посещения уроков по кураторской методике, формирующее оценивание, эффективная обратная связь, исследование урока (Lesson Study).
Принципы работы программы «Факторы успеха»:
-
сбор один раз в неделю даже неполным составом;
-
продолжительность встреч - ровно один час;
-
исследовательская часть: доклады, обзоры, аналитика;
-
практическая часть: мастер-классы, отработка микроприёмов, обсуждение профессиональных проблем.
В результате молодые специалисты успешно адаптируются в гимназии, обретают профессиональную уверенность, участвуют в профессиональных конкурсах. Опытные педагоги реализуются как наставники и кураторы, получают возможность для развивающего профессионального взаимодействия.