Мягкие навыки (Soft skills)
1 июня 2016
Автор: Newtonew.com

Мягкие навыки (Soft skills)

Как эмоции, ценности и общение двигают общество вперёд.

Статья Newtonew.com о важности неакадемических навыков для общественного прогресса и жизненного успеха каждого ученика.

Ровно год назад ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) опубликовала результаты трехлетнего исследования «Навыки для развития общества. Сила эмоциональных и социальных навыков», в котором проанализировано то, как образование влияет на личный успех учеников и развитие общества в целом.

Один из его основных выводов звучит вполне ожидаемо: эмоциональные и коммуникативные качества ученика определяют жизненный успех ничуть не меньше, чем академическая успеваемость.

Эти качества ещё называют soft skills (мягкие навыки), которые, в отличие от профессиональных умений (hard skills), с трудом поддаются объективной оценке.

При обучении мы обычно в первую очередь обращаем внимание на когнитивные навыки — логическое мышление, способность запоминать и усваивать информацию. Всё это более-менее эффективно измеряется привычными экзаменами и IQ-текстами. Но такие личностные характеристики ученика как целеустремленность, высокая самооценка, коммуникабельность, упорство и умение планировать могут быть не менее, а даже более важными.

Проблема в том, что личностные качества труднее поддаются измерению и наглядной демонстрации, — в то время как содержание образовательных программ во многом определяется именно способом оценки.

Высокая грамотность и умение работать с информацией это, конечно, важно. И в образовательных учреждениях, и на рынке труда без этих качеств сложно преуспеть. Но когда речь идёт о здоровье, чувстве собственного благополучия и социальной солидарности, трудноуловимые soft skills имеют гораздо большее значение.

Многое говорит о том, что образование может быть эффективным способом решить такие важные общественные проблемы, как плохое здравоохранение, высокий уровень преступности, отсутствие социальных связей и классовое расслоение.

Люди с высоким уровнем образования больше доверяют окружающим, больше интересуются политикой и легче берут на себя ответственность за свои поступки. Они ведут более здоровый образ жизни и живут дольше (в среднем на 4 года среди мужчин, на 8 лет — среди женщин). И, наверное, не только из-за того, что они лучше умеют решать задачки или знают второй закон термодинамики.

Но то, как образование влияет на некогнитивные умения, пока трудно определить однозначно. Среди учёных и практиков образования нет согласия в том, какое место должны занимать soft skills в школьном и послешкольном обучении.

Методы измерения неакадемических навыков пока овеяны густым туманом. В некоторых странах используют опросники, в которых ученики сами должны дать оценку тому, насколько они трудолюбивы, усидчивы и подготовлены к работе.

Но это всё, конечно, слишком субъективно. 

Несмотря на все эти трудности, нам явно нужно изменить своё отношение к эмоциям, ценностям и общению в образовании — признать их огромную важность как для личностного развития учеников, так и для общества в целом. Для этого не нужно перестраивать всю систему образования — достаточно лишь сместить акценты.

Развитию важных личностных качеств могут способствовать иные форматы обучения — такие как проектная работа. В США и европейских странах это уже давно воспринимается как нечто само собой разумеющееся. 

Общество и образовательная система взаимно влияют друг на друга. Образование может постепенно изменить общество в целом: небольшие перемены запускают процесс с положительной обратной связью, который уже сложно остановить. 

Если мы допустим больше взаимодействия между учениками, больше личной ответственности и свободы, в долгосрочной перспективе последствия могут быть значительнее, чем нам кажется.