Не отменять домашние задания, а снизить нагрузку в классе
26 сентября 2013
Автор: Анна Курская, "РИА-Новости"

Не отменять домашние задания, а снизить нагрузку в классе

О том, действительно ли домашние задания перегружают старшеклассников, как эта проблема решается за рубежом и что следовало бы изменить нам, рассказал директор Центра мониторинга качества образования ИРО НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак.

 В начале сентября учителя одной из московских школ на встрече с президентом России предложили отменить домашние задания для учеников 10-11 классов. По мнению педагогов, нагрузка в выпускных классах зашкаливает, и нужно нормативно закрепить право ученика на выбор той формы самообразования, которая ему полезна и необходима.

О том, действительно ли домашние задания перегружают старшеклассников, как эта проблема решается за рубежом и что следовало бы изменить в российской школьной программе, рассказал профессор Института развития образования, директор Центра мониторинга качества образования ИРО НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак.

— Анатолий Георгиевич, как вы считаете, нужно ли отменять обязательные домашние задания в старших классах? Пойдет ли эта мера на пользу ученикам?

— Это очень сложный многоаспектный вопрос. Ученики российских школ действительно фатально перегружены. Так было всегда, со времен советской школы. Задумайтесь: если рабочая неделя взрослого человека составляет 41 час, а у старшеклассника за то же время 36 уроков, то если мы нагружаем молодого человека хотя бы по одному часу домашней работы в день, их занятость сопоставима. То есть получается, что старшеклассник выполняет полную рабочую неделю взрослого человека, хотя несовершеннолетним по закону положен сокращенный рабочий день. Но мы-то прекрасно знаем, что в старших классах выполнение домашних заданий у среднестатистического школьника занимает значительно больше времени, чем час в день, не говоря уж о том, что "особо ответственные" родители зачастую вместе с детьми делают уроки до полуночи. Вот и получается, что день российского школьника катастрофически перегружен, заполнен до отказа, что очень плохо.

Но у этой медали есть и оборотная сторона. Убежден, что учебы без домашних заданий не бывает. Каждый человек должен сам открыть для себя закон Ньютона, сформировать свое отношение к образу Андрея Болконского или Ионыча. Сделать же это можно только оставшись наедине с самим собой, то есть выполняя то самое домашнее задание. Вот и получается, что отменять его нельзя.

— Где же выход из этой ситуации?

— На мой взгляд, выход — в сокращении аудиторной нагрузки при сохранении домашних заданий. Если у старшеклассника будет по 5-6 уроков в день при работе в режиме пятидневки (25-28 часов в неделю), то можно вести разговор о факультативах, кружках, секциях и, конечно же, домашних заданиях. Для этого, правда, придется согласиться с тем, что в старшей школе ученик будет изучать не все предметы. В англо-саксонских школах (в Великобритании, Северной Америки и Австралии) так и происходит. Получив основное образование по всем областям знаний (в нашем случае это 9 классов) школьник старшего звена получает возможность изучать лишь выбранные 4-5 предмета, обычно те, которые он будет сдавать в ходе итоговой аттестации (аналог нашего ЕГЭ).

Но такого рода решение в нашей стране будет крайне непопулярным. "Как же так! Школьник не прочтет всего того, что прочли его родители, бабушки и дедушки, без этого нельзя!" — воскликнут наши соотечественники: и родители, и профессионалы. Забывая при этом заметить, что наличие того или иного произведения в программе вовсе не означает, что его прочтут все. Но принять такого рода решение чрезвычайно трудно, мы, россияне, не привыкли к такому подходу.

В этом смысле, с моей точки зрения, обсуждение возможности отказа от домашних заданий в школе или предоставление школьнику права решать, выполнять его или нет, — мера популистская. Учителя наверняка найдут возможность "преобразовать добровольность в обязательность". На практике же все будет продолжаться так, как было: домашние задания, которые невозможно выполнить, школьники будут выполнять только то, что им нужно, а учителя будут делать вид, что их ученики выполняют все. При этом всеобщем лукавстве школьники будут оставаться перегруженными. Ну, а к чему это "лукавство" приводит, мы знаем по достижениям российской экономики.

— Вы ранее сказали, что было бы неплохо сократить аудиторную нагрузку в старших классах. А что делать ученикам с остальными предметами? Изучать их экстерном?

— В этом вопросе читается непонимание сути предложения, связанное со сложившимся стереотипом: "Учить надо всех, всему, настоящим образом: в жизни пригодится! Причем чем больше, тем лучше!". Мое предложение лежит в другой плоскости. Давайте вспомним, что существует основная школа, которая заканчивается 9 классом. Именно в эти девять лет школьник должен освоить информацию из всех областей человеческого знания, которая позволит ему существовать в этом мире. Что же касается старшей школы, то здесь не следует учить все предметы. Акцент надо делать не на расширение информации, всю освоить все равно невозможно, а на освоение способов деятельности в избранной области, то есть на профильное обучение. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что авторы нового Федерального госстандарта для старшей школы сделали шаг в этом направлении, но только один робкий шаг. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Если же вернуться к отказу от изучения того или иного предмета в старшей школе, то как учитель физики с 25-летним стажем могу сказать, что изучение уравнения колебаний струны в 11-ом историко-филологическом классе — это мука! Причем и для учителя, и ученика, который собирается поступать на истфак. Так, может быть, пусть он его, это самое уравнение, не проходит!

И касается это не только естественных наук. Предвижу жесткий отпор, но скажу все-таки, что не вижу ничего страшного и в том, что в школьной программе 10-ого физико-математического класса не будет, страшно выговорить, романа-эпопеи "Война и Мир". Осмелюсь предположить, что это никак не изменит количество прочитавших его школьников.

Одним словом, давайте честно оценим возможности школьника и откажемся от мысли, что все основы знаний можно и должно вложить в наших детей. Тогда, я думаю, разговор о нормировании или введении принципа добровольности выполнения школьником домашних заданий надо будет обсуждать в принципиально ином залоге.

Читать полностью.