Кто такие хоумскулеры?
19 сентября 2013
Автор: Ольга Писарик, "Свобода в образовании"

Кто такие хоумскулеры?

Преимущества и ограничения домашнего образования

Термином homeschooling или home school (домашняя школа) или home education (домашнее образование), home learning (обучение дома) обозначают образование детей дома, обычно силами родителей, хотя не исключено и привлечение других преподавателей, в противоположность обучению детей в государственных или частных школах. Внутри хоумскулинга существует множество философий, методик и стилей обучения.

В 2007 году в газете «Сан-Франциско Кроникл» вышла статья под заголовком «Они снова сделали это!». Автор – заместитель директора Гуверовского института Стенфордского университета Ричард Соуза (Richard Sousa) – был восхищён американскими хоумскулерами: «Ну что же, они снова сделали это! National Spelling Bee – одни из самых престижных соревнований в США, ежегодный финал проходит в Вашингтоне и транслируется по национальному телевидению. Из тех, кто попал в финал NSB в Вашингтоне, 12,5 % – хоумскулеры, в семёрке лидеров таких было трое. В прошлом году 13,5 % детей, прошедших в финал, обучалось дома.

Чемпионами Национальных соревнований по географии (National Geographic Bee) в 2003 и 2005 году были школьники, обучающиеся дома. В 2005 году 16-летний хоумскулер выиграл первенство США по шахматам, став самым молодым чемпионом после Бобби Фишера, который в 1958 году получил этот титул в возрасте 14 лет. А ведь хоумскулеры составляют всего лишь около 3% от всех американских детей».

В последние годы и в России домашнее обучение детей приобретает всё большую популярность. Так, по официальной статистике в 2007 году вне образовательных учреждений в России учились 100 тыс. детей: 19,5 тыс. детей – на экстернате, 3,9 тыс. детей – на семейной форме обучения и 79,2 тыс. детей получали индивидуальное обучение на дому (надомное обучение). Но всё-таки хоумскулинг в РФ пока ещё считается экзотикой, уделом гениев или детей, которые не могут ходить в школу по состоянию здоровья. Не удивительно, что до сих пор нет ни одного научного исследования, посвящённого хоумскулерам России.

До введения всеобщего государственного образования обучением детей занимались, в основном, родители, и сейчас во многих развивающихся странах родители являются основными учителями для своих детей, но термином «хоумскулинг» принято обозначать именно альтернативное формальному школьному обучение в развитых странах.

ИСТОРИЯ

На протяжении столетий начальное образование дети получали дома. В США вплоть до 1870-х годов домашнее обучение (силами родителей или с помощью гувернёров) являлось основной формой получения образования. В списке знаменитых американских хоумскулеров того времени – президенты США Джордж Вашингтон, Джон Квинси Адамс, Авраам Линкольн, Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон и Франклин Делано Рузвельт, а также такие личности, как изобретатель Томас Эдисон, писатель Марк Твен, бизнесмен Эндрю Карнеги и многие другие.

В конце XIX века в США стали появляться школы в их современном виде – приспособленные для обучения детей здания с профессионально подготовленными учителями. Некоторые родители продолжали обучать своих детей дома, но до 1960-х гг. практика домашнего образования встречалась очень редко.

НА ПОДЪЁМЕ

За последние 25 лет как в США, так и в Канаде хоумскулинг стал для родителей темой номер один. Так, в Канаде в 1979 г. дома обучалось около 2000 детей (без учёта Квебека, данные по которому отсутствуют)[3]. В 1996 г. местные министерства образования заявляли о 17 553 детях, обучающихся дома, или 0,4 % от всего количества зарегистрированных учеников. Это рост в 776 % за 18 лет.

В США в 1985 г. дома обучалось 50 000 детей. В 1992 году таких учеников было уже 300 000, а в 1999 г. – 850 000. По данным Национального центра образовательной статистики США (National Center of Education Statistics) в 2003 году в США на домашнем обучении находилось 1.1 миллиона детей, что составляет 2,5 % от всех учащихся. За 8 лет, с 1999 года, эта цифра выросла на 74 %, и все специалисты сходятся во мнении, что тенденция роста продолжится.

За последние 25 лет как в США, так и в Канаде хоумскулинг стал для родителей темой номер один. Так, в Канаде в 1979 г. дома обучалось около 2000 детей (без учёта Квебека, данные по которому отсутствуют)[3]. В 1996 г. местные министерства образования заявляли о 17 553 детях, обучающихся дома, или 0,4 % от всего количества зарегистрированных учеников. Это рост в 776 % за 18 лет.

В США в 1985 г. дома обучалось 50 000 детей. В 1992 году таких учеников было уже 300 000, а в 1999 г. – 850 000. По данным Национального центра образовательной статистики США (National Center of Education Statistics) в 2003 году в США на домашнем обучении находилось 1.1 миллиона детей, что составляет 2,5 % от всех учащихся. За 8 лет, с 1999 года, эта цифра выросла на 74 %, и все специалисты сходятся во мнении, что тенденция роста продолжится.

ЗАЧЕМ?

Так что же толкает американских и канадских родителей обучать своих детей дома? Несколько важных опросов, посвящённых домашнему обучению, включали в себя вопросы к родителям о мотивах перевода своих детей на домашнее обучение. Их ответы можно свести к следующему:

  • Возможность привить ребёнку свою систему ценностей;
  • Лучшие академические показатели;
  • Возможность построения более близких и крепких отношений между родителями и детьми;
  • Желание дать ребёнку возможность контактировать с людьми разного возраста и на более глубоком уровне;
  • Возможность избежать негативного влияния (наркотики, алкоголь, ранний секс) с помощью контролируемых положительных контактов с ровесниками;
  • Более щадящий режим, в котором можно организовать обучение.

В последних опросах также всё чаще появляется проблема безопасности нахождения детей в государственных школах (Krumbine, 2004).

Источник.