Учитель не должен быть хорошим человеком
В этом материале не будет четкой резолютивной части: наивно надеяться на получение окончательных выводов и прекращение дискуссий вокруг учителя. Учитель будет обсуждаться всегда, ведь он само воплощение отношения к образованию в обществе. Конечно, нет какого-то архетипа учителя в вакууме, но существуют тенденции изменения профессии учителя. Вот о тенденциях и поговорим.
Образ учителя есть во многих произведениях, но особенно детально он представлен в искусствах повествовательных — кино и литературе. Выготский в «Психологии искусства» писал, что механизм действия искусства схож с механизмом фантазий или снов. Произведение — это компромисс, позволяющий и обнаружиться запретным желаниям, и обмануть вытесняющую цензуру сознания.
В произведениях мы видим учителей с огромным багажом житейской мудрости и несгибаемым человеколюбием — в «Хористах», «Гарри Поттере», «Песчаной учительнице». Видим образы учителей-неудачников, учителей-харизматиков, учителей с внутренней трагедией. Короче говоря, снимают и пишут про учителей много — получается вполне репрезентативная выборка.
Гегель писал, что произведения принадлежат своему времени, своему народу, своей среде. В этом ключе художественные произведениях нужно рассматривать как средство обозначения социальных проблем, а конкретные образы — как индикаторы общественных тенденций в восприятии чего-либо. И если проанализировать образы учителей из фильмов и книг, то можно сделать следующий вывод:
Можно не быть квалифицированным педагогом, но хорошим человеком быть обязательно
Симпатию и подсознательное одобрение вызывают у нас киношные военные, рок-звёзды, менеджеры, алкоголики и бандиты, по воле случая попавшие в школы. Они, конечно, не могут объяснить процесс фотосинтеза или формулу Ньютона-Лейбница, но ведь их обаяние и постепенно растущая любовь к ученикам всё компенсируют.
Даже если в произведении учитель соответствует формальным требованиям к профессии, то его любят не за доходчивое объяснение, а за трепетное участие в судьбах учеников. Акцент во многих произведениях сделан на процессе формирования учителем моральных ориентиров, а не знаний.
Идеальный учитель в представлении наших соотечественников — Нестор Петрович Северов из «Большой перемены». Респонденты в опросе Superjob назвали его образцом для подражания современных учителей. Нестор Петрович вытаскивает своих учеников из передряг, помогает с семейными вопросами и всячески внедряется в личную жизнь.
И вот обнажается главный и очень спорный вопрос о роли учителя: мы хотим воспитания или обучения?
Если хотим воспитания, то нужно что-то делать с грузом формализма, сваливающегося на учителя. И речь не только о бумажной работе, департаментах и министрах, речь и об общественном давлении. Потому что воспитывать может только живой и самобытный человек, вызывающий у детей эмоциональное доверие. А учитель — это один из главных объектов общественных нападок и, наверное, самая консервативная и загрязнённая стереотипами профессия.
Сложнее всего вести соцсети социальным работникам – врачам и учителям, так как от них больше всего ожидают эталонного поведения. Поэтому фотографии и посты, в которых они рассказывают о своей личной жизни, досуге, а также комментарии по разным вопросам могут плохо сказаться на их имидже.
Учителя, дорогие, вам не хочется послать менеджеров по подбору персонала, когда вы такое читаете? Вы же эталон: обойдётесь без фотографий с женами и мужьями, без поездок в аквапарк и, видимо, без собственного мнения.
Человек, который должен развивать у детей интерес к миру и заниматься воспитанием, заперт в своей профессии, завален грудой документации и крайне объективизирован. А если этот человек пытается вылезти из стереотипов — общественное мнение бьёт по носу.
Нужно воспитать в детях нравственность, гражданственность, этикет, чувство прекрасного, тягу к знаниям – окей, действительно нужно, но как это делать? В свете либеральном или коммунистическом? По христианской добродетели или в духе постмодерна? Патриотом или гражданином мира? Рассказывать про секс в школе или идея невинного детства до 18?
Что ни выбери, обязательно кто-то возмутится. Слишком много дискуссионных воспитательных вопросов, слишком мало временного и профессионального ресурса. Тогда, может, к черту воспитательную функцию? Может, воспитание — дело интимно-семейное и спихивать родительскую ответственность на учителей просто несправедливо?
Я как-то читала статью с названием «7 учителей из фильмов и книг, у которых мы все хотели бы учиться». Она собрала множество лайков и одобрительных комментариев, многие читатели пожелали добавить в этот список ещё кого-то. Заголовок статьи гласил: «Хороший учитель — не всегда тот, кто знает свой предмет от и до. Гораздо чаще ученики с благодарностью вспоминают тех, с кем пили чай после уроков, сплавлялись по реке и вели философские беседы».
Сторонников идеи «главное, чтобы человек был хороший» много, но лично у меня эта позиция вызывает глубокое отвращение. Потому что это корень зла. Это начало дискредитации профессионализма.
Хороший человек — это не профессия
Все хотят чувствовать тёплое отношение педагога, видеть его любовь к детям, но давайте будем честны сами с собой: учитель не должен вас любить, учитель должен учить. Будь ваш математик трижды гадом по-человечески, его все равно следует называть хорошим учителем, если он смог донести знания до буйных голов.
Если обесценить профессиональные навыки учителя и ставить на первый план именно теплоту отношений, то очень скоро мы придём к ситуации, когда в школу действительно будут брать военных, рок-звезд, менеджеров, алкоголиков и бандитов. В кино и литературе это выглядит интересно, но на то оно и искусство.
Пока профессионал думает, готовы ли его дети к экзаменам, владеют ли достаточными сведениями, «хороший человек» завернет поверхностные сведения в обертку из эмоций и чаепитий после уроков – и вот вам образование, получите.
Учитель должен учить. Это его первоочередная, главная, стратегически важная задача.
Если учитель вдобавок позитивный, красивый, добрый, остроумный, веселый, творческий, душевный — прекрасно. Но если он недостаточно хорошо знает свой предмет — это отвратительно.
«Преподавательская деятельность становится миссией, в которой школьные предметы — далеко не самое важное», — пишет автор вышеупомянутой статьи. Давайте поменяем слова в этой фразе:
Строительная деятельность становится миссией, в которой вязкость цемента и устойчивость опор — далеко не самое важное. Хирургия — это миссия, в которой стерильность инструментов — далеко не самое важное.
Смешно, правда? Если вы думаете, что школьные предметы — менее значимая вещь, чем стерильность в хирургии или устойчивость в строительстве, то вы заблуждаетесь. Профессионал владеет своей профессией вне зависимости от того, может ли его незнание убивать людей или нет. Вспомните фразу из кинофильма «Ирония судьбы»: "Ошибки врачей дорого обходятся людям. Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого".
Если мы хотим качественного обучения, нельзя брать в школы людей без хорошего высшего образования. Сейчас закон требует, чтобы учитель имел высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. И лично я за повышение требований трудового законодательства и снижении эмоциональных требований, о которых мы поговорили выше.
«В школу, к сожалению, не так много идет работать выдающихся учителей, как нам хотелось бы и как это положено, по понятным причинам», — сказал ректор МГУ В. А. Садовничий. По его данным, доля педагогов, не имеющих высшего образования, остаётся в России достаточно высокой: в начальной школе не имеет высшего образования около 40% педагогов, а в средней и старшей — 6%.
Учитель в глазах учеников
Очень хочется показать читателю мнение реальных учеников о своих учителях. Не показатели социологически-абстрактных среднестатистических учеников, а небольшие интервью выпускников прошлого года и тех, кто учится в 11 классе сейчас. Без редактуры. Среди ребят есть и те, кто планирует поступать в педагогический, и те, кто вообще не рассматривает карьеру учителя. Я не школьный учитель, а преподаватель в образовательном центре, а потому дети дали очень прямолинейные ответы. Всем был задан одинаковый вопрос:
«Как ты относишься к школьным учителям? Можешь позволить себе абсолютную откровенность, ответ останется анонимным, если попросишь».
Мнение № 1
печальное, но с надеждой
К нашим школьным учителям я отношусь крайне неоднозначно, есть те, к которым на уроки хочется ходить постоянно, ну а есть те, что просто... У меня за 11 лет учебы сложилось мнение, что большинство из них работают на 20% из 100 возможных, они не преподают предметы, мы просто отсиживаем часы впустую и получаем, пусть и хорошие, но «искусственные» оценки. Никто не горит желанием донести и объяснить предмет, всем по большому счету все равно. Я думаю, что это происходит из-за очень маленькой заработной платы. Надеюсь, в дальнейшем будущем, это начнет меняться в лучшую сторону и детям действительно будет интересно посещать школу.
Мнение № 2
безысходное
Меня никогда не вдохновляли учителя и то что они делают особенно в старших классах. Безусловно есть хорошие учителяя, которых полноправно можно назвать учителем. Но в основе своей это просто жалкое подобие учителей которые просто следуют за учебником и им все равно на учеников. Например в старших классах вместо того что бы хотя бы чуть чуть заняться ЕГЭ они просто следуют поставленной перед ними задачей.
Мнение № 3
обнажающее тренды
к учителям я отношусь в зависимости от того, как они преподают, и вообще от их желания преподавать. К примеру, в моей школе только учителя три нормально преподают. И меня это печалит. Видимо, это какая-то мода на халатность к обучающему процессу, о которой я не знаю.
Мнение № 4
породившее новый термин
Я стараюсь смотреть на учителя с двух сторон: во-первых, это человек, который делится с нами знаниями; а во-вторых, это личность. Вот я уверена, что больше половины учителей — хорошие люди, и быть может они были замечательными учителями в прошлом, потому что часто слышу на уроках от учителей про то, что раньше было лучше: и система образования, и дисциплина настолько расстроенной не была. Тех учителей, которых я люблю, становится меньше в нашей школе, потому что постепенно все увольняются. Но всё больше я вижу среди учителей такой "синдром кассира". аххах только что придуманный мною термин. вот, часто на месте кассира сидит человек, который невероятно злится из-за того что купюра не такая, очередь не такая, магазин не тот, жизнь не та. на лице написано. вот складывается ощущение, что некоторые наши учителя хотели в другом месте, с другими детьми и быть может вообще не учителем. и таких учителей я, грубо говоря, не воспринимаю всерьёз. вот это тот пример, как не надо делать. хотя, это все из-за того, что школа у меня такая. Вот честно, и директор у нас депутат, которому наплевать на школу, и дети, которые отсидеться пришли. И да, скорее всего я хотела бы быть репетитором/преподавателем, а не учителем в школе.
Мнение № 5
оптимистичное
К школьным учителям я отношусь отлично, я прекрасно понимаю, как им тяжело и трудно. Профессия учителя в школе очень сложная, надо уметь вести диалог с учениками, объяснять темы и устранять конфликты. Например, в моей школе очень хорошие учителя. Они отлично объясняют темы, постоянно контактируют с детьми, но и не дают расслабиться.
Мнение № 6
скучно-грустное
Про учителей скажу на примере своей школы. Не все учителя мне нравятся, а точнее почти никто из них. Они не дают должных знаний, не пытаются заинтересовать в своем предмете( и скучно и грустно) и могут относится к тебе наплевательски Поэтому учеба становится отвратной) Есть, конечно, и доброжелательные, справедливые. Но неприятный осадок остается всегда после псевдоучителей.
Сейчас много говорят о реформировании, модернизации учительства.
«В школы приходит всё больше молодых. В 2014 году впервые статистика показала, что доля молодых учителей сравнялась и превысила долю учителей пенсионного возраста», — заявил Дмитрий Ливанов на встрече с членами Совета молодых педагогов при Центральном совете общероссийского профсоюза образования 28 января 2016 года. Тогдашний министр отметил рост заработной платы, престижа и уважения к профессии.
Да, возможно, учительство меняется под давлением сверху. Но надеюсь, что «взгляд снизу» заставит учителей задуматься о качестве своей работы не ради отчётности, а ради профессионализма.