Чему научить ребёнка сегодня, чтобы он был счастливым завтра?
Некоторые страны (например Финляндия) уже использовали открывшуюся возможность и, изменив подходы к обучению, обеспечили себе рывок в развитии. Но большинство государств так и не сумели среагировать на новые глобальные тренды и оказались перед лицом угрозы снижения качества жизни будущих поколений, и перспективой утраты главного конкурентного ресурса будущего – человеческого потенциала.
Одной из таких стран стала и Россия. Являясь частью глобального мира, наша страна начинает фиксировать существенное отставание не только в техническо-информационной сфере, но и в сфере образования. По данным Всемирного Экономического Форума, на сегодняшний день, по ключевым показателям инновации Россия сильно уступает мировым лидерам, занимая 58-ое место по качество научных исследований и 84-ое место по инновационному потенциалу из 144 стран.
Причиной, в том числе, является неактуальность технологий российского образования. Так, несмотря на введение новой модели по контролю за полученными знаниями и модернизацию советской образовательной системы, современная российская школа продолжает готовить ребенка к общему образовательному тесту и нацеливает на получение диплома. В свою очередь, передовые мировые образовательные системы, создают модель, в которой ШКОЛА УЧИТ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ, помогая понимать себя и воспринимать чувства других людей, учит принимать решения и сотрудничать друг с другом.
Насколько же необратимой является данная ситуация, и есть ли у России потенциал для ее изменения?
Выживание или самовыражение?
Начиная с 1981 года, во всем мире, был дан старт глобальному исследовательскому проекту World Values Survey (WVS), направленному на изучение культурных ценностей государств и их воздействие на социальную жизнь в различных точках мира. Авторами проекта выступили исследователи Рональд Инглхарт и Кристиан Вельцель, которые в период с 1981 по 2014 годы составили культурную карту мира на основании исследований проведенных в 97 странах мира. В основе этого исследования лежала попытка проверить гипотезу социолога Макса Вебера о том, что ценности влияют на параметры развития общества.
-
Ценности выживания - экономическая и физическая безопасность, материальные ценности, нетерпимость к инакомыслию, ксенофобия, низкая оценка свободы и прав человека, готовность принять авторитаризм, покорность, склонность к вере во всемогущество науки и техники.
-
Ценности Самовыражения - высокие оценки личности, свободы, прав человека, материальных благ, успеха, озабоченность экономией, равенством полов.
Например, ценности выживания близки посткоммунистическим восточноевропейским странам, а также странам Азии и Африки, ценности самовыражения — жителям Западной Европы и англоязычным странам. Исследователи также считают, что существует связь между выраженностью в стране ценностей самовыражения и уровнем её благосостояния.
Что происходит в России?
Главным выводом исследования WVS проведенным в России стало то, что «В России уровень счастья гораздо ниже, чем должен быть при существующем положении дел». Причиной является то, что в системе ценностей россиян доминируют «ЦЕННОСТИ ВЫЖИВАНИЯ»
Выживание и стабильность, для жителя России гораздо важнее, чем самовыражение, по уровню которого россияне значительно отстают от многих развитых стран и находятся в одном ряду с такими странами, как Сербия, Босния, Румыния, Азербайджан, Ирак, Йемен и Иордания. В России, другими словами, превалируют ценности не самовыражения, а самосохранения (survival values).
Следствием подобного мироощущения для россиян становятся такие особенности, как желание конкурировать за ресурсы и неумение работать сообща. Каждый выживает, как может, при этом, испытывая недоверие к окружающим. Что немаловажно, Россияне демонстрируют высочайший уровень конфликтного индивидуализма – превосходства собственной точки зрения над прочими и неумение работать в команде.
Следствием подобного мироощущения для россиян становится то, что жители России не видят своего будущего и даже боятся его.
В чем же опасность подобной ситуации и как это связано с образованием?
Россияне нацелены на выживание, а не на выражение себя. Жители России имеют короткий горизонт планирования и просто не в состоянии думать о будущем. В итоге, они вынуждены конкурировать друг с другом за кусок пирога здесь и сейчас, вместо того, чтобы объединяться для создания новых ценностей и, таким образом, приращивать свои будущие возможности.
В такой ситуации саморазвитие и образование, как нечто, сулящее прибыль в далекой перспективе, отходят на второй план, так как человеку важнее удерживаться на плаву сегодня. Приоритетной задачей становится получение доступа к ресурсам и встраивание в государственную систему, но не осознание себя, своего предназначения и истинных потребностей.
Таким образом, в ситуации, когда человеческий капитал становится основой для конкуренции, Россия по-настоящему рискует стать жертвой необратимого отставания от лидирующих экономик мира.
Социологическая теория развития будущего подтверждает эти опасения. В конце прошлого века, американский социолог-футуролог Элвин Тоффлер представил свою концепцию развития цивилизации на примере трех цивилизационных волн:
-
Первая волна – доиндустриальное, аграрное общество, главной задачей которого является производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население.
-
Вторая волна – индустриальное общество, развитие которого связано с распространением крупного машинного производства и урбанизацией.
-
Третья волна, переход в состояние которое сейчас переживает человечество, определяется как постиндустриальное информационное общество, которому свойственна борьба за интеллектуальные ресурсы, а развитие строится на накоплении и распространении знаний. Наука, становится основной производительной силой, а человеческий капитал главным конкурентным преимуществом развитого общества.
Так вот, в отличие от передовых стран, Россия совершила только один из двух модернизационных переходов: от традиционных ценностей к секулярно-рациональным, что соответствует переходу от аграрного общества к индустриальному.
Следующего перехода в состояние третьей волны и свойственных ей ценностей самовыражения пока не произошло, а это значит, что, не совершив эволюционного рывка и не преодолев свое отставание, наша страна рискует превратиться в страну третьего мира и навсегда остаться поставщиком сырьевых ресурсов, но не технологий и знаний.
Есть ли шанс преодолеть эту ситуацию?
Не имеет смысла посыпать голову пеплом и кричать, что все пропало. В нашей стране все же существует значительный ресурс человеческого потенциала, который ценится не только внутри страны, но и за ее пределами. Но существует серьезная проблема, что не находя возможностей для самореализации внутри страны, таланты стремительно покидают Россию. Для справки, на данный момент, основной поток наших соотечественников благополучно уезжает в США, Германию и Израиль. Основные сферы, в которых наши специалисты востребованы за рубежом это:
-
Айти, математика, физика, химия;
-
Искусство, спорт, медиа;
-
Наука о живой природе.
Так за какие сильные качества ценятся россияне за пределами своей страны?
Основные сильные стороны, которые выделяют наших соотечественников это:
-
Высокий уровень САМОРЕАЛИЗАЦИИ, сформированной за счет высокой потребности в самоутверждении (свойство конкурентной среды)
-
УНИВЕРСАЛИЗМ - универсальное восприятие мира, которому свойственно целостное восприятие картины мира и развитый навык объединения данных из разных дисциплин;
-
Высокий уровень КРЕАТИВНОСТИ как способности решать сложные нестандартные задачи;
-
МОБИЛИЗАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ как уверенность в решении сложных задач в краткосрочной перспективе.
Но есть и то, что серьезно ограничивает адаптацию наших соотечественников в профессиональной деятельности в других странах. Показательный пример, который отмечают многие наблюдатели: русские очень успешно работают в стартапах, но русских специалистов практически нет в топ-менеджменте крупных международных корпораций и на высокотехнологичных производствах. Основные проблемы – низкий коллективизм и конфликтный индивидуализм - нацеленность на выживание и конкурентную борьбу. Именно это мешает русским эффективно работать в командах, результативное взаимодействие в которых, на сегодняшний день, является ключевым фактором для развития.
Таким образом, высокому уровню креативного потенциала противостоит отсутствие умения работать сообща, а это понижает возможность развития и внедрения продуктов, разрабатываемых русскими. Как гласит известная поговорка «один в поле не воин» и она чрезвычайно актуальна для мира, где умение объединяться и получать результат, становится ключевым.
Так можно ли сделать ставку на креативность, или шансов нет?
Действительно, развитие креативности и поддержка создателей инновационных продуктов рассматривается государством, как один из возможных путей развития России. Это направление неоднократно обсуждалось на совете по модернизации экономики России, а развитие таких проектов как «Сколково», или «Иннополис» демонстрируют интерес к данному направлению со стороны власти.
Более того, если обратится к ведущим образовательным рейтингам мира, можно обнаружить, что российские дети демонстрируют высочайшие показатели по уровню креативности. Так, в соответствии с данными PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), по уровню креативности на стадии начального образования, Россия опережает такие страны, как Сингапур, Гонконг, Финляндию, Тайвань и Англию.
С другой стороны, те же исследовательские данные говорят о том, что после начальной школы креативность российского ребенка значительно снижается. А данные международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA свидетельствует о том, что Российские дети не могут применить знания, переданные в школе в незнакомом контексте, и занимают по этому показателю 38 место в международном рейтинге, что соответствует уровню Туниса.
Что можно сделать, чтобы помочь своим детям?
Резюмируя данный материал, хочется дать несколько базовых советов тем родителям, которые хотят помочь своему ребенку интегрироваться в мировое информационное сообщество, не дожидаясь того момента, когда государство будет готово к трансформации образовательной системы.
1. ФОРМУЛИРОВАТЬ ОБРАЗ БУДУЩЕГО
Научитесь поддерживать ребенка в его увлечениях и начинаниях. Наблюдайте за тем, к чему он тянется, чем ему интересно заниматься и поддерживайте его в этих интересах. Пусть увлечение станет проектом, рассчитанным на продолжительное время. Пусть у этого проекта будет сформулированный долгосрочный результат, к которому интересно двигаться без давления и принуждения со стороны взрослых.
2. СОЗДАТЬ ЕДИНУЮ КАРТИНУ МИРА (УНИВЕРСАЛИЗМ)
Тьюторство, наставничество, постоянная работа с одним педагогом, к которому ребенок испытывает уважение и интерес (вспомните Жуковского, который обучал императора Александра 2) – это тот инструмент, который позволяет ребенку учиться интерпретировать различную информацию, не нанося ущерба для развития собственной личности.
3. РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ
Учите детей слушать других и помогите увидеть сильные стороны в каждом собеседнике. Групповая проектная работа, дискуссии и обсуждения – это то, что поможет развивать командные навыки.
4. РАБОТАТЬ СИСТЕМНО
Превратите увлечение в проект, результат которого, может вдохновить ребенка на новые свершения. Если ребенку нравиться писать книги, помогите ему в издании его первого произведения, если он увлечен робототехникой, помогите ему в создании конкурсного проекта. Главное, научите понимать логику процесса, продемонстрируйте причинно следственные связи на пути к результату, научите ребенка планировать.
5. САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ, А НЕ ВЫЖИВАТЬ
Научите ребенка понимать счастье не через материальные блага, а через ценность воплощения себя, как личности. Объясните, что материальные ценности дают лишь временное счастье, а самореализация постоянна. Используйте образы литературных героев и реальных людей, которые реализовались в жизни.
6. УМЕТЬ ДОВЕРЯТЬ
Научите ребенка помогать другим. Это научит его доверять окружающему миру, а значит, научит верить в себя.
7. УЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Ребенок должен научиться учиться, для этого помогите ему оценивать себя положительно, не давите на него, позвольте проявлять инициативу и не требуйте высоких результатов. Тяга к новому и жажда новой информации, это естественное состояние взрослеющего организма, за эффективную работу которого, отвечает целая система нейромедиаторов. Не мешайте ребенку познавать, лучше познавайте вместе с ним.