«Робкие попытки выбрать профессию ребёнку – бессмысленны»
20 июня 2016
Автор: "Мел"

«Робкие попытки выбрать профессию ребёнку – бессмысленны»

Александр Адамский – о том, почему нужно больше доверять детским ощущениям.

Выбирая школу, родители прежде всего ищут такую, которая поможет их ребёнку стать успешным. Но часто они просыпаются, когда «поезд уже ушёл». Ведь формирование успешности — задача прежде всего дошкольного периода и только потом школы. Можно научить взрослого человека считать, но развить воображение, чувство юмора, научить командной работе и смене ролей — всем этим нужно заниматься с раннего возраста. Об этом рассуждает научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

 «Не только школы нужно перестраивать, начинать нужно с детских садов»

В современном мире технологии часто меняются. Чем лучше специалист освоил одну, тем сложнее ему перейти на другую. И в этом трагедия. К чему это? Способность к смене позиций формируется именно в дошкольном возрасте. Вы можете научить взрослого человека считать, но развить воображение, чувство юмора, научить командной работе и смене ролей — нет.

Профессиональный успех человека зависит от того, что у него происходило в детском саду, а не от того, какой вуз он закончил.

Наличие проектной творческой деятельности, создание условий для детских проб, отсутствие авторитарного давления и выявление способностей — всё это должно быть базой дошкольного учреждения.

«Ребёнок должен находиться в разных языковых средах»

Через 7-10 лет детский сад и школа перестанут быть моноязычными. И культура перестанет быть моноязычной. Но речь не о том, чтобы просто учить язык. Ребёнок должен находиться в разных языковых средах (театральная деятельность проходит на одном языке, прогулка — на другом, занятия — на третьем).

 «Нужно искать направление, в котором ребёнок почувствует себя успешным»

Я по образованию учитель физики и точно знаю, что программу освоят не больше четверти детей класса. И не потому что они глупые, а потому что уроки физики не для их самореализации. Поиск того места, где ребенок почувствует себя успешным — основная задача тьютора.

«Способность формулировать задачу — ключевое условие успешности»

Чем отличается онлайн-контент от традиционного учебника? В учебниках материал расфасован, структурирован. В онлайн-контенте — это неперемешанный салат. Там вроде есть всё, но оно вывалено.

Чтобы пользоваться учебником, ребёнок должен уметь читать, сопоставлять, решать задачи и сравнивать результаты в конце учебника. Если он работает с онлайн-контентом, ему нужна способность находить нужное. Чтобы уметь искать нужное, он должен быть носителем задачи понимания. Если он берёт учебник, там уже задачи сформированы. Если он работает с интернетом, он сам становится носителем этой задачи. Способность формулировать задачу — одно из ключевых условий успешности.

Нам часто хочется сформулировать задачу за ребёнка. И тут смотря что мы выбираем: либо самоудовлетворяемся, либо, рискуя, выстраиваем ситуацию таким образом, чтобы у ребёнка появился замысел, который перерастёт в потребность, и родится задача.

Как только у ребёнка рождается задача, включается механизм поиска средств её решения, затем реализация и потом система самооценки

Для школы сейчас наступает критический момент, когда подготовка к жизни — это не освоение прежних норм, а учение действовать в неопределённой ситуации.

«Просто чему-то научив, можно получить выученную беспомощность»

Сегодня и эксперты, и работодатели ставят на первое место личные качества человека: ответственность, инициативность, умение работать в команде, менять роли, воспринимать людей такими, какие они есть и так далее. Практические навыки, предрасположенность к инновациям, бесстрашное вхождение в новые обстоятельства — вот настоящее образование. Плюс академические знания. И очень важный момент: современное образование качественно лишь в том случае, если оно персонифицировано.

«Попытки угадать, какую профессию выбрать ребёнку — бессмысленны»

Современная ситуация и условия, в которых дети будут социализироваться через 15 лет, предельно неопределенна. Это сильно отличается от того, что было, скажем, 50 лет назад, когда следующее поколение надеялось прожить так же, как и предыдущее. Причем предыдущее могло смело сказать: «Делай, как я!».

Робкие попытки предугадать, какую выбрать профессию ребёнку, — бессмысленны. Мы можем лишь помочь определить направление, вид деятельности

Сколько людей стали успешными, не работая по специальности? К тому же существует риск подмены своими комплексами детских представлений. Надо больше доверять детским ощущениям!

 «Давать знания перестаёт быть основным делом учителей»

Если 50 лет назад мы могли точно сказать, что учитель — ключевой источник знаний, то сейчас дети в это не верят. Есть много других открытых источников. И они дешевеют. Но учитель пока ещё незаменим, меняется лишь направленность его деятельности. Он должен узнать потребности ребёнка и помочь ему найти тот материал, по которому он их сможет развить. А главное, понять через какой канал общения с ребёнком можно создать ситуацию успеха.

Структура психики так устроена, что иногда (если повезёт) какая-то встреча может стать катализатором и запустить весь механизм развития

Как говорил психолог и педагог Даниил Эльконин, встреча потребностей с предметностью — чудо невероятное. Если это происходит, ребёнок обречён на драматические переживания. Начинается когнитивный диссонанс. Ведь наши проблемы — следствие наших достижений.

Тем не менее создание индивидуальной траектории, развитие особенностей, самореализация, инновационные подходы, полилингвальность и глобальное образование — условия, благодаря которым мы можем помочь детям стать успешными.

Источник