Как узнать, готов ли ребенок к школе
18 декабря 2015
Автор: "Мел"

Как узнать, готов ли ребенок к школе

Три способа понять, что ребенку пора стать первоклашкой.

По закону об образовании поступать в первый класс российским детям положено в возрасте от шести с половиной до восьми лет.

Когда же действительно наступает подходящее время для начала учебы, — разбиралась Ева Резван на страницах он-лайн  газеты «Мел».

Поступление в  первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда зевающим от волнения с огромным букетом стоял на праздничной линейке в ожидании главного события своей детской жизни. События, к которому надо готовиться заранее. Некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пеленок они придумывают для ребенка всевозможные активности самой разной направленности.

Между тем есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребенка к школе:

1.       У ребенка должна быть мотивация учиться. 

Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития, есть еще развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определенного возраста ребенок слит с матерью. Постепенно он начинает от нее физически и социально отдаляться. Годам к трем он уже осознает свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную социальную жизнь. В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать социальные связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень.

«Ты пропустил мяч, и из-за тебя мы проиграли», — такие фразы ребенок вполне в состоянии осмыслить и принять к сведению.

Комментарий Елены Кандыбиной, психолога Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист»: «Учебная мотивация — это способность ребенка ориентироваться на общий результат и достигать социального успеха через преодоление, например, сдерживание собственной импульсивности. Необходимо, чтобы к школе у ребенка был хотя бы зачаток учебной мотивации. Если ее нет совсем — в школу идти нельзя».

2.       Эмоционально-волевое развитие. 

Ребенок должен быть способен физически отсидеть урок, не просто сдерживая свои импульсы, а удерживая внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Хотя бы в течение получаса. У ребенка, который такой способностью не обладает, есть два варианта поведения: либо он начинает активно двигаться, встает или, наоборот, лезет под парту, задирает одноклассников, либо «вываливается». Никому не мешая, такой ребенок тихо сидит за партой и даже создает иллюзию того, что слушает учителя. В действительности его мысли где-то далеко, и привлечь его внимание может только неоднократный окрик преподавателя.

Комментарий Елены Кандыбиной: «Способность ребенка удерживать внимание на неинтересном, но нужном можно проверить в бытовых условиях. Сможет ли он, помогая маме, полчаса резать салат, если не сам загорелся таким желанием, а выполняет просьбу взрослого? Или при игре в настольные игры. Что делает ребенок, пока ожидает своего хода? Терпеливо и внимательно ждет или бегает вокруг стола? Или его нужно окликнуть, когда очередь в игре доходит до него?

3.       Развитие интеллекта и моторики. 

Любые нарушения в этой области замечаются проще всего. Именно на их выявление направлены почти все тесты и задания для дошкольников. Результаты легко фиксируются в количественном исчислении — столько-то слов запомнил, за такое-то время прочитал или сосчитал. Но  у современных детей тут не все гладко. Специалисты отмечают слишком большой процент первоклассников с психофизическим инфантилизмом — ситуацией, когда ребенку, допустим, семь лет, а выглядит и ведет себя он на пять. Моторные процессы его недостаточно развиты. Не соответствует возрасту координация «глаз-рука» — жизненно важная вещь для обучения. Это и способность писать, удерживая буквы ровными и соразмерными, и читать, фиксируя взгляд на определенной строчке. Если мозг ребенка еще до этого не дорос, он просто физически не способен сделать то, что от него требуют, или же может это сделать только при очень большом напряжении и недолго.

Комментарий Елены Кандыбиной: «Что же предпринять, если неготовность ребенка идти в первый класс отчетливо фиксируется, но обстоятельства заставляют это сделать?

Договоритесь со школой на «льготный» режим. Например, посещать школу три или четыре раза в неделю вместо пяти. Если вы сможете объяснить учителю, что ему самому гораздо выгодней разрешить запланированные пропуски занятий, чем иметь гарантированную проблему в классе, он пойдет вам навстречу. По крайней мере, при выборе школы ищите такого человека.

Не требуйте невозможного. Если ребенок из всего упражнения может написать лишь одну строчку, ограничьтесь ею. Решить лишь один пример из пяти — пусть так и будет. Пусть домашние задания станут зоной успеха, где все получается хорошо, хоть и мало. Давайте ребенку перерывы в работе, делайте паузы при малейших признаках усталости. Наращивайте нагрузку аккуратно и постепенно. Ваш ребенок растет и со временем сможет делать больше. Нужно лишь не стараться делать сверх усилия.

Не замещайте школу дополнительными занятиями. При не ежедневном посещении и небольших домашних заданиях у родителей может появиться соблазн загрузить ребенка альтернативными занятиями — кружками, секциями, курсами. Да, неготовому к школе ребенку действительно нужно развиваться, но это не значит, что обычную школу нужно заменить музыкальной, художественной или спортивной.

Помните, что школа — это длинная дистанция. Не ругайте ребенка за ошибки и не расстраивайтесь сами. Ничего страшного не произойдет из-за несделанной домашней работы. Зато семейные конфликты на почве учебы могут дать стойкий эффект тотального отторжения какого-либо образования и взрастить в ребенке ненужные комплексы. Нет смысла «класть жизнь» за отметки в начальной школе. В конце концов, ваша задача вырастить полноценного, образованного человека, способного самореализоваться в обществе, а это дело не одного дня и даже не одного года.

К сожалению, нынешняя российская школа в целом осталась точно такой же, какой была 20-30 лет назад. Зато сильно изменилось поколение детей, которые в эту школу приходят. Исчезли условия для наработки необходимого социального опыта и моторных функций. Дошкольники больше не гуляют одни во дворах. Зачастую они даже не могут самостоятельно организовать общие игры.

Комментарий Елены Кандыбиной: «В старом фильме Владимира Мартынова «Утро без отметок» шестилетний мальчик настолько хочет пойти в школу, что, взяв у друга форму, обманным путем туда проникает. Сейчас это кажется фантастикой. Во-первых, современные дошкольники в принципе не способны на такое, а во-вторых, им это и не нужно».