Образование: надо учить детей ошибаться, не мешать творить
18 декабря 2015
Автор: Ирина Шумович, русская служба BBC

Образование: надо учить детей ошибаться, не мешать творить

Если человек не готов ошибаться,он никогда не создаст ничего уникального.

Дети, которые пойдут в школу в 2016 году, выйдут на пенсию в 2075-м. Новые технологии развиваются так бурно, что сегодня нам трудно представить, каким мир станет через пять лет, не говоря уже о 2075-м! При этом мы сегодня должны дать детям образование, которое пригодится им в том самом непредсказуемом будущем.

Специалисты сходятся на том, что единственное, чем можно руководствоваться безошибочно – это понимание, что дети обладают невероятными творческими способностями. Творчество так же важно, как умение читать и писать: все инновации, все то, за что присуждаются Нобелевские премии, появляется в результате творческого процесса. Между тем сегодняшнее образование построено так, что вместо развития творческого потенциала наших детей оно часто подавляет его.

«Портрет Бога»

Девятилетняя девочка, известная в своей школе невнимательностью на уроках, на рисовании работала очень сосредоточенно.

Учительница спросила ее: «Что ты рисуешь?» Девочка ответила: «Бога».

«Но никто не знает, как выглядит Бог?!», – сказала учительница.

«Как только я закончу рисунок – узнают», – ответила ученица.

Эта девочка не боялась принимать оригинальные решения, ее уверенность в собственных творческих способностях еще никто не пошатнул. Дети, если их не ограничивать, не боятся пробовать и делать ошибки. До тех пор, пока их не запугают в школе. Учительница не сказала: «Откуда такая самоуверенность?», а с интересом подождала, пока девочка закончит рисунок, и поощрительно отозвалась о портрете в ее интерпретации.

В нормальной школе (заметьте, я не говорю в исключительной или прогрессивной, просто в нормальной) так и должно быть. Ребенок творит, учитель поощряет. К сожалению, во многих, если не в большинстве школ процесс обучения построен так, что дети перестают творить.

В сегодняшней системе образования самое страшное – это сделать ошибку. Но если не делать ошибок – невозможно творить; если человек не готов ошибаться, он никогда не создаст ничего уникального.

Мыслящие люди всегда знали, как важно ошибаться. «Я не провалил тест, я просто нашел 100 способов ошибиться», – гласит известная цитата, которую приписывают изобретателю и одному из отцов-основателей США Бенджамину Франклину. Однако пока, за редким исключением, мы учим детей, наоборот, не ошибаться, то есть тому, как утратить способность к творчеству.

Один из ведущих теоретиков образования, британец Кен Робинсон пошутил, что если бы инопланетянин прилетел на Землю, он бы подумал, что система образования здесь направлена на подготовку университетских профессоров.

У нас у всех есть тела, а при этом образование сосредоточено на том, чтобы развивать только голову учеников, причем односторонне, слева.

Думать в движении

Существующая сегодня система всеобщего образования была основана в XIX-м веке, чтобы служить нуждам промышленной революции. Большинство из нас, сегодняшних взрослых, не занимались в школе тем, что нас интересовало – многие предметы считались бесполезными для работы.

Приведу один пример. Девятилетняя девочка по имени Джилиан Линн в школе считалась безнадежной – последняя в классе, не слушала, вертелась. Школа поставила на ней крест и написала родителям письмо – Джиллиан неполноценная, у нее психическое заболевание, ее нужно отвести к врачу.

Мама отвела Джиллиан к психологу. Он выслушал маму и предложил ей зайти в свой кабинет. Джиллиан он оставил в приемной и включил ей музыку. Как только они вышли из комнаты, Джиллиан стала танцевать. Психолог и мама смотрели на нее несколько минут, потом он сказал: «Миссис Линн, Джиллиан не больна, она просто танцовщица. Отдайте ее в балетную школу».

Мама так и сделала. Впоследствии Джиллиан рассказывала, что день, когда она пришла в балетную школу, был одним из самых счастливых в ее жизни. «Там все были такие же как я! Люди которые думали в движении», – рассказывала она много лет спустя.

Джиллиан подарила удовольствие миллионам зрителей, прославилась на весь мир и заработала миллионы. Отведи ее мама к другому психологу, он дал бы ей транквилизаторы и заставил успокоиться.

Не «насколько», а «каким образом»

История о том, как Джиллиан Линн нашла свое призвание не благодаря, а вопреки системе образования, в которой она считалась глупой и бесталанной, подводит нас к вопросу о том, как мы рассматриваем «ум».

Сэр Энтони Селдон – бывший директор школы, историк и писатель – призывает радикально пересмотреть понимание «ума»: ставить вопрос не «насколько умен ваш ребенок», а «каким образом умен ваш ребенок».

Вот пример. Дивергентный тест провели с двумя мальчиками одного возраста, Гарри и Максом. Гарри – лучший ученик американской школы, с самым высоким IQ за всю ее историю. Макс – ученик одной из английский школ.

В тесте нужно было привести как можно больше способов использования кирпича и одеяла.

Гарри совсем не проявил воображения. Хотя его IQ на десяток выше, чем у Макса. Он определил привычные способы использования кирпича и одеяла и остановился. А у Макса, судя по результатам, есть чувство юмора, интерес к сладострастию и легкая склонность к подрывной деятельности. Воображение перескакивает с насилия, секса и прыгающих из горящих зданий людей к практическим решениям, например, как удержать стеганое одеяло на кровати. Впечатление, что если дать ему побольше времени, он найдет еще множество оригинальных способов использования кирпича и одеяла.

У Макса воображение свободно парит, то у Гарри оно не включается. Вряд ли, несмотря на все его знания, Гарри сможет в будущем провести блестящую творческую работу, достойную Нобелевской премии. У Макса тут больше шансов.

Пока система образования будет ориентирована только на изучение фактов, воображение учеников не будет парить. Такое образование в будущем может стать почти бесполезным.

Сегодня о необходимости преобразований говорят на теоретическом уровне, на школьных выставках и лекциях. Но прогресс происходит в форме пирамиды – сначала на ее вершине одинокий голос провозглашает идею, которая кажется обществу абсурдной. Через десять лет одинокая идея становится общепринятой и ложится в основу пирамиды.

Судя по всему, мы стоим накануне больших изменений в образовании.