Гуманистическая педагогика: XXI век
12 ноября 2015
Автор: "Новая газета"

Гуманистическая педагогика: XXI век

В октябре 1986 года, почти 30 лет назад, в подмосковном Переделкине собрались учителя, которых тогда принято было называть «новаторами».

В октябре 1986 года в подмосковном Переделкине собрались учителя, которых тогда принято было называть «новаторами».

На фотографии: Шалва Амонашвили, Лена Никитина, Симон Соловейчик, Софья Лысенкова, Владимир Матвеев, Борис Никитин, Виктор Шаталов, Владимир Караковский, Игорь Волков, Александр Адамский, Галина Алешкина, Евгений Ильин.

Это были педагоги, начавшие в конце 50-х годов необычную школьную практику: Виктор Шаталов (идея опорных сигналов), Софья Лысенкова (идея обучения с опережением), Шалва Амонашвили (учение без принуждения) и другие. Их идеи, опыт и результаты отразились в тексте, который Симон Соловейчик назвал «Педагогика сотрудничества», выделив основной принцип новой школы: сотрудничество ребенка и взрослого как основа школьного успеха и успешности.

В «Педагогике сотрудничества» видна опора на труды отечественных психологов Л. Выготского, Д. Эльконина, В. Давыдова, педагогов В. Сухомлинского и И. Иванова.

Многие педагоги, воодушевленные «Педагогикой сотрудничества», начали в 90-х годах создавать свои образовательные проекты, школы, инновационные сети, пришли в образовательную политику с новыми идеями и планами.

Почти через 30 лет после выхода «Педагогики сотрудничества» их последователи,  авторы Манифеста гуманистической педагогики, Александр АДАМСКИЙ, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»,  Александр АСМОЛОВ, академик РАО, завкафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования (ФИРО), Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, писатель, литературовед, ординарный профессор НИУ ВШЭ,  Владимир СОБКИН, академик РАО, директор Института социологии образования РАО, Исак ФРУМИН, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный учитель РФ, Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ, Павел ЛУКША, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, Елена ХИЛТУНЕН – эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, Сергей ВОЛКОВ, учитель литературы 57‑й школы Москвы, главный редактор журнала «Литература» («Первое сентября»), член Общественного совета Минобрнауки, Татьяна КОВАЛЕВА, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, завкафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, Дима ЗИЦЕР, директор Института Неформального образования (INO), Михаил ЭПШТЕЙН, гендиректор «Школьной лиги»,  Анатолий ШПЕРХ, учитель информатики, эксперт «Школьной лиги», Елена УШАКОВА, учитель Школы диалога культур, собрались в Сети, чтобы вместе подумать о том, как изменилась школа за это время, какие идеи сегодня движут образование.

Подробности в материалах  "Новой газеты".