Во всем мире исчезают уроки музыки и рисования
Уроки искусств, то есть музыку и рисование, массово отменяют в развитых странах: США, Британии и Японии. Грозит ли это России? Почему в современной школе творчество впало в немилость?
Густаво Ортиз, директор лос-анджелесской школы «Норманди Авеню Элементари», разводит руками. Почти 900 учеников его школы не имеют возможности изучать искусство. В средней школе Кертисс в соседнем городе Карсон ситуация и того хуже: у них музыку и изобразительное искусство убрали из программы совсем.
От нехватки этих предметов страдает вся Америка, но Лос-Анджелес, похоже, всех переплюнул. Из семи сотен школ штата только 35 способны дать детям столько уроков искусств, сколько положено по программе. Это особенно странно, учитывая, что Лос-Анджелес – это сердце индустрии развлечений.
Творческие дисциплины уходят из американских школ по двум причинам – это повсеместное урезание финансирования образования и все больший фокус на предметы с тестовой формой оценки знаний.
В Британии ситуация не лучше. Но здесь проблема не столько в финансировании, сколько в том, что английские школьники сами не хотят изучать искусства. С 2003 по 2013 год количество старшеклассников, выбравших предметы, связанные с дизайном, уменьшилось на 50%. В 2012/13 учебном году только 8,4% британских учеников сдавали AS Level и по искусствам, и по ествественно-научным дисциплинам одновременно. В связи с этим с 2010-го года число учителей творческих дисциплин в школах Британии упало на 11%.
А вот японские вузы сокращают или совсем закрывают не просто уроки искусств, но и обучение по гуманитарным и социальным дисциплинам вообще. Это сделано после того, как власти Японии призвали учебные заведения страны сосредоточиться на дисциплинах, «которые лучше всего соответствуют потребностям общества».
В России радикальных перемен в преподавании музыки, изобразительного искусства или, например, литературы не наблюдается. Но вот уже второй год в России очень непредсказуемая экономическая ситуация. Какие школьные предметы в первую очередь пойдут под нож, если расходы на среднее образование придется сильно сократить – вопрос риторический.