Вперед, к пионерии
В день рождения комсомола Владимир Путин подписал указ о создании общероссийской детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Управлять движением станут съезд и координационный совет, там будут председатель и два сопредседателя, избираемые на три года. Финансировать «новую пионерию» будут из госбюджета.
Мнения о новой организации разные.
Сергей Поспелов, глава Росмолодежи
«Государство должно воспитывать детей так, как это нужно государству, и не надо этого стесняться". Поспелов отметил, что новая детская организация «не связана с навязыванием какой-либо идеологии» и «направлена на развитие компетенций, воспитания и системы дополнительного образования. Дети хотят, помимо учебы в школе, развивать свои творческие компетенции, и спортивные, и волонтерские, изучать историю родного края, общаться с ветеранами».
По словам главы Росмолодежи, участие в «Российском движении школьников» будет добровольным. «Думаю, что у нас принудительных никаких решений не может быть, каждый сам волен делать выбор. Не может быть такого, что принуждает кто-то кого-то вступать в организацию».
Дмитрий Ливанов, министр образования
«По существу, речь идет о создании в нашей стране системы патриотического и профессионального становления, воспитания детей и молодежи. Просто школа, как формальная часть системы образования, с этой задачей во всей ее полноте справиться не может. Мы прекрасно помним, что в Советском Союзе было то же самое, школа была только одной из частей очень большой системы воспитания и социализации детей, куда входили и общественные организации, и система детской литературы, и детское кино".
Педагоги не столь оптимистичны.
Андрей Демидов, учитель истории и естествознания
«И так идет серьезное закручивание гаек: вводят единые учебники, единую форму, придумывают единую программу классных часов. Есть опасения, что и в новую пионерию будут не совсем добровольно рекрутировать, а на учителей давить, чтобы они принудительно записывали туда детей, ‒ говорит Демидов. ‒ Вообще повсеместно урезают расходы на допобразование, и если у государства есть средства на финансирование этого нового движения, то не лучше бы было поддержать то, что уже есть? Те же спортшколы, турклубы, кружки и многое другое ‒ без всяких новых «прокладок»? Не исключено, впрочем, что движение это номинальное, и власть просто пошла по пути присвоения символов советской эпохи».
Евгений Перлов, учитель географии
«Есть громадные возможности у дополнительного школьного образования. Но нет молодых учителей, которые бы лучше понимали школьников, чем преподаватели старшего поколения. А нет их потому, что сегодня статус учителя ниже плинтуса. В эту профессию просто не идут. И что бы сегодня власти ни говорили про высокую зарплату педагогов ‒ это не соответствует действительности. Чтобы зарабатывать те же 70 тысяч рублей, учитель должен работать на 1,5-2 ставки, из-за чего он быстро вырабатывается. Пока профессиональное качество педагогов снижается, а преподавательский корпус стареет, рассчитывать на положительные изменения не приходится».
Будем надеяться, что «движение школьников» будет все-таки происходить за пределами школы, и что оно не станет еще одной «общественной нагрузкой» на учителя. А о том, что объединяющая молодежь организация должна быть, давно говорят и родители, и общественники. Опыт пионерии тоже пригодится. Чем плох, например, такой Закон от 1922 года? «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся». Так что правительство даже несколько запоздало со своей инициативой.
При подготовке публикации использованы материалы "Газеты.ру".