Как преодолеть отвращение к обучению?
Сэр Кен Робинсон продолжает рассуждать об образовании в XXI веке. В этой лекции, продолжении ставшей легендарной «Changing Education Paradigms», он обращается к экономическим, культурным, социальным и личностным целям образования и объясняет, почему оно должно быть персонализировано, как это поможет учесть талант, страсть и индивидуальные особенности каждого ученика. Slon публикует собственный перевод лекции.
Главная черта человечества – многообразие, что сильно контрастирует с сегодняшним принципом обучения – соответствием. Это образование с полным отсутствием нюансов в обучении конкретного индивида. Итог – люди разочарованы в образовании или отчуждены от него. Это заметно, например, в Америке, где 30% учеников не оканчивают даже среднюю школу.
Если мы так и не поймем, что образование – это люди, индивидуальности во всем своем многообразии, то продолжим совершать те же ошибки.
В Англии большинство учительских союзов не верят в государственную стратегию образования. Это должно сильно пугать государство – очевидно ведь, что оно что-то делает не так. Единственные, кто сможет изменить систему образования, – это люди, работающие в профессии.
25 или 30 лет назад была опубликована книга «Empty Space» («Пустое пространство»), автор – театральный режиссер Питер Брук. Он убежден, что театр может быть преобразующим, сильным опытом, изменить то, как человек чувствует и смотрит на мир. С другой стороны, для массы людей театр – просто способ провести вечер. Брук говорит, что если мы действительно заинтересованы в том, чтобы сделать театр сильным эмоциональным опытом, нужно решить, что мы имеем в виду, когда говорим «театр». Нужно вернуться к фундаментальным понятиям. Он предлагает мысленный эксперимент. Задайте себе вопрос: что можно убрать из театра, сохранив его сущность? Занавес, сценарий, рабочих сцены, освещение, режиссера, само здание. Единственные, от кого нельзя избавиться, не избавившись от самого театра, – это актер и зритель. Если мы хотим сделать театр максимально эффективным, нужно сосредоточиться на этих отношениях и ничего не добавлять, если помогает делу.
Сердце образования – это учитель и учащийся. Мы же со временем сделали этот факт неочевидным, добавив множество вещей, которые можно обсуждать, ни разу не упомянув ученика и учителя.
Дети – обучаемые существа, и им не нужно помогать учиться, они рождены с огромным аппетитом к учебе, аппетитом, который просыпается еще в утробе матери. Вы ведь не учите своих детей говорить, большинство обучается этому в первые полтора года.
Вы поправляете его, поощряете, но не учите. Вы учите детей писать, но это другое дело: письмо появилось гораздо позднее в процессе эволюции человека, нежели речь.
Этот аппетит к обучению у ребенка пропадает, когда мы принимаемся учить, сажаем его в здание, предназначенное для этого, и скармливаем информацию, которая иногда ему интересна, а иногда нет.
Наша цель – обучить детей тому, чего они не стали бы учить, будучи предоставленными сами себе. Обучение сегодня сводится к системе доставки, а учителя стали функционерами в администрации тестов. А ведь обучение – это форма искусства. Нужно пробудить воображение обучаемого, заинтересовать его.
Кто-то мне сегодня возразил: «Как это сделать, когда у вас 35 детей в классе?» У моей жены в классе было 42 ребенка. Вы же не учите каждого ребенка, вы помогаете каждому из них учить самих себя и друг друга. В Гарварде много говорят о перевернутых классах, профессорах физики, которые перестали читать лекции людям (знаю, такое странно слышать от меня). Вместо этого они разбивают людей на группы и дают им возможность обучать друг друга. Наконец-то в Гарварде поняли, что люди будут учиться сами, если создать для этого правильные условия.
Школа, как и учитель, как и ученик, – это не конвейер, а живой организм, общность с собственной культурой, языком и обычаями. Мы видим, что не существует одной точки воздействия. Учителя так же влиятельны, как и те, кто принимает законы. Если вы учитель или директор, вы и есть система образования. Начав менять систему, обстановку в школе, сконцентрировавшись на микроклимате, вы в итоге повлияете на макроклимат.
Человеческая культура, конечно же, непредсказуема, но она аккумулирует в себе активность людей, взаимодействующих друг с другом. По тем же правилам происходит органический рост.
Я хочу сказать, что революция уже идет. По всему миру, в разных его точках. Недавно я был в Остине, Техас, где всему школьному округу выдали айпэды. Вот вам революция. Посмотрите на количество онлайн-курсов. Можно привести еще массу примеров, доказывающих, что система адаптируется. Та часть, которая не адаптируется, – это верхушка, законодательство. Но движение наберет силу прежде, чем там очнутся. Надеюсь, они осознают себя частью экосистемы и поймут, что их задача не командовать, а осуществлять климат-контроль.