Кодекс с человеческим лицом
Вслед за профессиональным стандартом российского учителя на сцену вышел кодекс профессиональной педагогической этики. Из нас, похоже, решили сделать титанов Возрождения, отвечающих не только высокой профессиональной, но и высокой моральной планке.
Региональные министерства направили «вниз» распоряжения: в каждом образовательном учреждении немедленно «организовать работу по принятию кодекса» и уже через две недели представить собственные варианты. Как обычно, без проволочек и лишней рефлексии. Набросали проект (естественно, с опорой на модельный Кодекс, разработанный Минобрнауки РФ), обсудили на педагогическом совете, утвердили, и вот он – свод этических правил школы!
Главная задача «большого кодекса» - заложить фундамент профессиональной этики педагогических работников, определив основы этических норм и правил поведения и тем самым послужив подъему педагогического самосознания и авторитета Учителя.
При этом модельная версия представляет собой каркас из стандартных красивых фраз типа «Педагогические работники призваны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, уважать честь и достоинство обучающихся…» и пр. («Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников» см. в прикрепленном файле).
Все вроде правильно, но скулы сводит… Сразу перед внутренним взором встает старый и (без сомнения) добрый «Моральный кодекс строителя коммунизма», который, кстати, был много лаконичнее. И еще вспоминается известное наблюдение, приписываемое Черчиллю, о том, что «в России многое запрещено, а что не запрещено, то обязательно». Это я по поводу выражений типа «педагогические работники призваны»; «следует быть образцом», «надлежит принимать меры» и т.п. За каждым из них – по крайней мере, в рамках нашей ментальности – скрываются жесткие модальности долженствования. А весь кодекс воспринимается учительским сообществом как еще одна генеральная инструкция.
Однако в любом тоннеле есть свет, а всякая инструкция может стать развивающей. Как? Только через насыщение общеморального «каркаса» живым содержанием школьной жизни и включение в текст кодекса реальных правил, укрепляющих именно ваш уклад и несущих конкретные ценности.
К примеру, уже на уровне стартового бреймсторминга с административной командой в кодекс нашей гимназии были включены пункты, касающиеся поддержки и сопровождения молодых педагогов, принципов распределения учебной нагрузки и классного руководства, культуры сетевого взаимодействия… Особо тщательно прорабатывались разделы о взаимоотношениях всех членов школьного сообщества.
В итоге дискуссии на Педсовете появились очень конкретные, но важные пункты о принципах оценивания, например, такой:
«5.1.9. Недопустимо намеренное занижение или завышение оценочных баллов для созданий видимости успеваемости либо разового воспитательного эффекта».
А вот «авторские» дополнения к исходному (уже нашему, гимназическому проекту кодекса), которые я получила от своих коллег после второго круга обсуждения.
- «Не допускать прилюдного осуждения ребенка с элементами линчевания. Тщательно следить за своими оценочными суждениями, не навешивать «ярлыков», не выдавать мрачных прогнозов.
- Исключить из практики вывешивание на всеобщее обозрение результатов срезов и тестовых работ (к примеру, показателей скорости чтения). На собраниях освещать общую картину, а с результатами каждого знакомить в индивидуальном порядке.
- Делать акцент на позитив, на достижения, ни в коем случае не привлекать школьников к сбору «фискальной» информации о том, кто, как и какие правила нарушил.
- Хвалить учеников безотносительно к другим, не сравнивая с менее успешными, прилежными, дисциплинированными. Исключить непродуктивные сравнения из учительской практики.
- Не обсуждать и не оценивать коллег в присутствии учащихся и родителей, не распространять информацию о них; крепить профессиональную солидарность.
- Активно участвовать в разработке профессионального дресс-кода и правил внутреннего этикета школы.
- Первым здороваться с учениками и родителями, не дожидаясь от них «ритуального» приветствия.
- Быть живым примером оптимистичного настроя и здорового образа жизни, уделять время спорту, фитнесу, оздоровительным процедурам, регулярно проходить медицинские обследования; активно продвигать ценности ЗОЖ.
- Находить увлечения и хобби за пределами школы; учитель не должен замыкаться на своей работе, педагогика – призвание, но не крест.
Согласна, педагогика – не крест, а кодекс – не плеть надсмотрщика.
Понятие «кодекс» восходит к древнеаккадийскому строительному термину, обозначающему укладку камней слоями – один на другой. Самая известная разновидность кодекса – кирпичная кладка. Позднее кодексом называли и порядок сшивания книжных листов, и ствол дерева, и брёвна, служившие основанием плавучего моста, и деревянные дощечки для письма… (См., например, «Википедия»).
Постепенно проявилась суть – «порядок, принцип расположения»; и сегодня «кодекс» буквально означает «свод норм» или правил, принятых в какой-либо отрасли, сфере деятельности либо отдельной организации.
Да, кодекс предписывает и ограничивает, при этом хороший кодекс не спускается «сверху», а отражает реальную систему связей и отношений, описывает сложившиеся правила и принципы, регулирующие повседневную жизнь организации. В данном случае образовательной.
Вот мы и вернулись к нашим кирпичам… Как именно мы их укладываем, какой раствор используем, о чем при этом говорим и какие песни поем, - зависит от нас. Нужно ли учитывать уже существующие нормативы и способы укладки? Конечно. Стоит ли ими ограничиваться? Конечно, нет.
Вместе создайте свой – реально действующий и мотивирующий – кодекс. Сделайте его живым, интересным, неформальным (кто запрещает?). И соблюдайте с удовольствием.