Кодекс с человеческим лицом
14 июня 2014
Автор: "Учительская газета"

Кодекс с человеческим лицом

Сводит скулы от инструкции? Сделайте ее развивающей!

Вслед за профессиональным стандартом российского учителя на сцену вышел кодекс профессиональной педагогической этики. Из нас, похоже, решили сделать титанов Возрождения, отвечающих не только высокой профессиональной, но и высокой моральной планке.

Региональные министерства направили «вниз» распоряжения: в каждом образовательном учреждении немедленно «организовать работу по принятию кодекса» и уже через две недели представить собственные варианты. Как обычно, без проволочек и лишней рефлексии. Набросали проект (естественно, с опорой на модельный Кодекс, разработанный Минобрнауки РФ), обсудили на педагогическом совете, утвердили, и вот он – свод этических правил школы!

Главная задача «большого кодекса» - заложить фундамент профессиональной этики педагогических работников, определив основы этических норм и правил поведения и тем самым послужив подъему педагогического самосознания и авторитета Учителя. 

При этом модельная версия представляет собой каркас из стандартных красивых фраз типа «Педагогические работники призваны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, уважать честь и достоинство обучающихся…» и пр. («Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников» см. в прикрепленном файле).

Все вроде правильно, но скулы сводит… Сразу перед внутренним взором встает старый и (без сомнения) добрый «Моральный кодекс строителя коммунизма», который, кстати, был много лаконичнее. И еще вспоминается известное наблюдение, приписываемое Черчиллю, о том, что «в России многое запрещено, а что не запрещено, то обязательно». Это я по поводу выражений типа «педагогические работники призваны»; «следует быть образцом», «надлежит принимать меры» и т.п. За каждым из них – по крайней мере, в рамках нашей ментальности – скрываются жесткие модальности долженствования. А весь кодекс воспринимается учительским сообществом как еще одна генеральная инструкция.

Однако в любом тоннеле есть свет, а всякая инструкция может стать развивающей. Как? Только через насыщение общеморального «каркаса» живым содержанием школьной жизни и включение в текст кодекса реальных правил, укрепляющих именно ваш уклад и несущих конкретные ценности.

К примеру, уже на уровне стартового бреймсторминга с административной командой в кодекс нашей гимназии были включены пункты, касающиеся поддержки и сопровождения молодых педагогов, принципов распределения учебной нагрузки и классного руководства, культуры сетевого взаимодействия… Особо тщательно прорабатывались разделы о взаимоотношениях всех членов школьного сообщества.

В итоге дискуссии на Педсовете появились очень конкретные, но важные пункты о принципах оценивания, например, такой:

«5.1.9. Недопустимо намеренное занижение или завышение оценочных баллов для созданий видимости успеваемости либо разового воспитательного эффекта».

А вот «авторские» дополнения к исходному (уже нашему, гимназическому проекту кодекса), которые я получила от своих коллег после второго круга обсуждения. 

  • «Не допускать прилюдного осуждения ребенка с элементами линчевания. Тщательно следить за своими оценочными суждениями, не навешивать «ярлыков», не выдавать мрачных прогнозов.
  • Исключить из практики вывешивание на всеобщее обозрение результатов срезов и тестовых работ (к примеру, показателей скорости чтения). На собраниях освещать общую картину, а с  результатами каждого знакомить в индивидуальном порядке.
  • Делать акцент на позитив, на достижения, ни в коем случае не привлекать школьников к сбору «фискальной» информации о том, кто, как и какие правила нарушил.
  • Хвалить учеников безотносительно к другим, не сравнивая с менее успешными, прилежными, дисциплинированными. Исключить непродуктивные сравнения из учительской практики.
  • Не обсуждать и не оценивать коллег в присутствии учащихся и родителей, не распространять информацию о них; крепить профессиональную солидарность.
  • Активно участвовать в разработке профессионального дресс-кода и правил внутреннего этикета школы.
  • Первым здороваться с учениками и родителями, не дожидаясь от них «ритуального» приветствия.
  • Быть живым примером оптимистичного настроя и здорового образа жизни, уделять время спорту, фитнесу, оздоровительным процедурам, регулярно проходить медицинские обследования; активно продвигать ценности ЗОЖ.
  • Находить увлечения и хобби за пределами школы; учитель не должен замыкаться на своей работе, педагогика – призвание, но не крест.

Согласна, педагогика – не крест, а кодекс – не плеть надсмотрщика. 

Понятие «кодекс» восходит к древнеаккадийскому строительному термину, обозначающему укладку камней слоями – один на другой. Самая известная разновидность кодекса – кирпичная кладка. Позднее кодексом называли и порядок сшивания книжных листов, и ствол дерева, и брёвна, служившие основанием плавучего моста, и деревянные дощечки для письма… (См., например, «Википедия»).

Постепенно проявилась суть – «порядок, принцип расположения»; и сегодня «кодекс» буквально означает «свод норм» или правил, принятых в какой-либо отрасли, сфере деятельности либо отдельной организации. 

Да, кодекс предписывает и ограничивает, при этом хороший кодекс не спускается «сверху», а отражает реальную систему связей и отношений, описывает сложившиеся правила и принципы, регулирующие повседневную жизнь организации. В данном случае образовательной.

Вот мы и вернулись к нашим кирпичам… Как именно мы их укладываем, какой раствор используем, о чем при этом говорим и какие песни поем, - зависит от нас. Нужно ли учитывать уже существующие нормативы и способы укладки? Конечно. Стоит ли ими ограничиваться? Конечно, нет.

Вместе создайте свой – реально действующий и мотивирующий – кодекс. Сделайте его живым, интересным, неформальным (кто запрещает?). И соблюдайте с удовольствием.

Источник.