А на фига?..
11 октября 2012
Автор: Новая газета

А на фига?..

Послесловие ко Дню Учителя от Сергея Казарновского.

Главный знак сегодняшнего образования — истерика. Она начинается с того, когда вы выбираете. Какой там выбираете! Ищете детский сад для своего ребенка. Ну чтоб не камера хранения, а чтоб интересно, полезно, чтоб с теплом и вниманием. А потом то же со школой. Потому что ни один директор не скажет вам уже последние лет двадцать, а что будет завтра, послезавтра, через… Постоянное реформирование — верный признак отсутствия осмысленного целеполагания. Притом что смена этих «Столичных образований 1, 2, 3» — это все равно что этикетку на водке менять: к содержанию никакого отношения не имеет. А потом ЕГЭ, про суть и смысл которого гражданам разъяснили через пять лет после внедрения.

Образование лишено возможности пробовать на крысах. Все наши опыты по живому. И что самое важное — у подопытных происходит реальная жизнь, которую они повторить уже не смогут. Чего только мы не пытались изменить в нашем образовании в последнее время. А маленький человек оканчивает 1-й класс, потом 2-й. А у нас все новые идеи. А этот человек уже не маленький и уже окончил школу. И больше он в нее никогда не пойдет. И все наши «ошибки в целеполагании» — это его образование. Вот что мучит любого практика — невероятное чувство ответственности. И сама мысль, что очередная реформация ошибочна, невыносима. И что-то немного я слышал голосов заслуженных и не очень практиков, которые бы восторгались калькуляторной реконструкцией образования.

Что, не нужны деньги школе, учителям? Да конечно, нужны! Без них все становится неправдой. 3-й урок физкультуры становится фикцией, потому что это не вопрос учебного плана, а вопрос дополнительных залов, ставок, новых технологий, т.е. денег. Иначе будут возникать «компромиссные» решения в виде шахмат в коридорах или уроков двух классов в одном спортзале одновременно, как показало Центральное телевидение.

И новые стандарты бессмысленны без денег, если, например, не будут пересмотрены нормы площадей классов. То есть реконструированы классы. Все классы! Во всех школах. А как иначе? Так требует стандарт. Но это никакого отношения не имеет к технологии «телесного» финансирования. (О душе тут, конечно, «и речи быть не может».) Потому как очень дорогое обеспечение учебного процесса нужно классу и где 15, и 20, и 25 человек. Но наполнение классов учениками — это одна проблема, и абсолютно точно — не арифметическая. А вот зависимость всех обслуживающих учебный процесс от конкретного «поголовья» — это математическая утопия.

*    *    *    *     *

Вчера, при обсуждении заполнения очередной таблицы, моя заместитель по начальной школе, проработавшая со мной 21 год, а ей и 40 нет, просто заплакала. И сказала: все, я больше не могу жить в школе (а нам так много лет казалось, что именно там мы полновесно жили), это каторга, а на другую жизнь уже ничего не остается.

Что мне оставалось делать? Я взял любимую книжку Сергея Козлова и стал ей читать. Как никак — День учителя на носу. Жаль, что бухгалтеры-реформаторы не «просчитывают» самое главное, самое тонкое звено в Образовании — Учителя!