Сочинение на заданную тему
10 октября 2012
Автор: Российская газета

Сочинение на заданную тему

Учитель года России-2012 - Вита Кириченко: "Школе надо меняться".

Вита Викторовна, как вам, учителю русского и литературы, идея со списком из ста книг для внеклассного чтения?

Вита Кириченко: Неплохая. Лишь бы не вышло, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Все, доведенное до абсолютизма, я воспринимаю с большой осторожностью. Кроме того, наличие списка не является гарантией прочтения книг. Мы, кажется, немного увлеклись модной идеей - сто книг, сто фильмов. Разумно, на мой взгляд, что это рекомендуемый, а не обязательный перечень.

По данным социологов, подростки 14-16 лет в первую очередь отдают предпочтение детективам и фантастике. А что читают ваши ученики?

ВК: У кого-то после урока на парте остается Довлатов, у кого-то - Макс Фрай. Они, естественно, часто читают совсем не то, что я рекомендую. Но, что ценно, советуются, спрашивают. И я обсуждаю с ними их выбор.

Русский язык сегодня меняется, разрешены вариативные ударения и написания некоторых слов. Как вы относитесь к реформе языка?

ВК: Язык - живой организм, он меняется всегда, но есть база, которая должна оставаться неизменной. Я против реформы орфографии, надеюсь, эта идея уже затихла надолго. Должны быть единые правила.

А что делать со словами из прошлого? Например, слово "нива" в стихотворении Михаила Лермонтова современные дети уже воспринимают с трудом. Сегодня "нива" - это машина такая.

ВК: Да, такой процесс идет, и с этим ничего не сделаешь. Ведь мы в их возрасте тоже, наверняка, говорили на своем языке и недопонимали взрослых. Современные дети живут в совсем другом, отличном от нашего, информационном мире. И они не воспринимают огромное количество привычных нам слов. Не только "нива" вызывает трудности. У меня был случай, когда пришлось объяснять значение слова "босяк".

Какие сочинения пишут ваши ученики?

ВК: Я очень люблю сочинения на свободные темы. Это лучший способ, чтобы ребенок вышел за рамки, проявился, высказался. Люблю тему "Кем быть, каким быть?" И детям нравится. Они раскрываются самым неожиданным способом. Работу одной ученицы я перечитывала несколько раз. Отвечая на вопрос "какой быть?", девочка написала: "Про нас думают, что мы поколение кока-колы и сникерсов, но когда будет нужно, мы встанем, как вставали на защиту наши деды". В контексте работы понятно, что ребенок написал это не для учителя, это было настоящее, нутряное. Такое дорогого стоит.

ЕГЭ по литературе вас устраивает?

ВК: Часть С в этом экзамене мне кажется приемлемой. У ЕГЭ сложная судьба. Мы изначально приняли его в штыки и никак не можем от этого чувства освободиться. Несмотря на то, что с тех пор материалы к экзамену основательно "почистили". Я не противник ЕГЭ по русскому языку. Он дал возможность даже не очень продвинутому ученику самому сдать экзамен на положительный балл. Раньше, если ребенок был увлеченным математиком или физиком, а язык ему не давался, мы просто "рисовали" ему оценку. На ЕГЭ он может заработать ее сам.

Тем не менее, что нужно менять в ЕГЭ?

ВК: По моим ощущениям, претензии к этому экзамену на 70 процентов необоснованны. Понятно, что ЕГЭ - не идеальная форма проверки знаний, особенно для одаренных детей. Но есть олимпиады, творческие конкурсы. А назвать идеальную форму оценки знаний, которая бы отвечала всем нашим требованиям, сегодня никто и не возьмется.

Читать полностью.