Как выравнять шансы на качественное образование
21 июня 2012
Автор: "Умная школа"

Как выравнять шансы на качественное образование

Выступление Я.Кузьминова на общественных слушаниях в ОП РФ.

 

В России имеются социально-экономические предпосылки возникновения риска образовательного неравенства

В последние десятилетия в России существенно вырос уровень социально-экономической дифференциации населения.

В 90-е годы сформировался наиболее высокий риск бедности детей и семей с детьми по сравнению с другими группами населения. Дифференциация по социально-экономическому статусу является высокой и внутри этой группы.

Социально-экономическое положение и образование родителей - ведущие факторы, определяющие достижения детей в школе, их дальнейшую образовательную и жизненную траекторию.

Данные российских исследований (особенно с появлением результатов ЕГЭ) показывают, что определённые группы учеников имеют меньшие шансы реализовать свой потенциал, в то время как другие группы обладают очевидными преимуществами для достижения успеха.

На фоне других стран ситуация с неравенством в России пока не выглядит критичной (показатели зависимости результатов учащихся от социально-экономического статуса семей ниже, чем средние по ОЭСР), но контраст сравнительно с советским периодом все более заметен, и проблема вызывает беспокойство в обществе.

Институт школы обладает потенциалом обеспечения вертикальной мобильности детей, но в российской практике функция социального лифта школами практически не реализуется.

По данным PISA-2009 в странах-лидерах значительная часть (более 35%) учащихся, несмотря на неблагополучный семейный бэкграунд, демонстрируют высокие достижения (резильентные учащиеся). Россия отстаёт по этому показателю не только от стран-лидеров, но и от тех, чьи показатели близки к российским. Более того, она оказывается единственной в данной группе стран, в которой доля неуспешных учеников больше, чем резильентных. В России их число оказывается почти в 2 раза меньшим, примерно 18% (среднее для стран ОЭСР – 30%). То есть наша система образования попросту теряет потенциально успешных детей из неблагополучных семей, не даёт им шанса реализовать свой потенциал.

Читать полностью,