В фокусе - воспитание

Президент поручил с нового учебного года ввести в школах пост советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Академик РАО Виктор Болотов поделился своим видением новой должности на страницах газеты "Известия".

"Очевидно, что нынешнее поручение президента абсолютно правильное. Необходимо восстанавливать воспитательную работу. Но тут я бы обратил внимание на несколько обстоятельств.

Во-первых, одним введением такой должности мы проблему не решим. Если брать советские времена, то в школах были заместители директора по воспитательной работе, комсомольские организации, пионервожатые. Но жизнь и общество сейчас очень сильно изменились, восстанавливать те практики просто бессмысленно.

Сегодня этих советников, заместителей директора, как бы их ни называли, необходимо учить, причем серьезно. Учить работать с учителями, искать, как на их уроках по конкретным предметам можно заниматься воспитанием детей, что для этого можно сделать. Речь, конечно же, в первую очередь, о гуманитарных дисциплинах. Хотя были хорошие тексты и о том, как воспитывает математика, физика или химия. То есть первое направление — взаимодействие с учителями, чтобы помогать им вносить в уроки моменты, связанные с воспитанием наших детей.

Второй момент — это внеурочная деятельность. Которую тоже надо организовывать вместе с учителями и родителями. И вот здесь воспитание — дело не только школы, но и семьи. И школа, и родители должны вместе заниматься воспитанием подрастающего поколения. Внеурочная деятельность может быть самая разная. Посвященная памятным датам, не только политическим или историческим, но и, например, литературным. Она может быть связана с театром, со сценой в школе, с музеями и так далее. В целом школа умеет это делать.Советник должен быть координатором такой работы. Его надо учить, как работать с родителями, с учителями, что делать на уроках, а что после уроков, вне уроков.

Чтобы это случилось на практике, педагогическим психологам, учителям, которые этим успешно занимаются (а такие есть) и ученым необходимо написать серьезные рекомендации по организации работы советников. И только лишь написать — мало. Надо еще и научить по ним действовать. В каждом регионе.

На мой взгляд, ни возраст, ни опыт не являются решительным фактором успешности этой работы. В первую очередь человек на этой должности должен уметь слышать и слушать. Не говорить. Говорить у нас все умеют. А слышать и слушать. Дети сейчас совсем другие, чем 15 лет назад. Поэтому человек, которому доверена воспитательная работа, должен уметь разговаривать с подростками на их языке. Я сейчас не про подростковый сленг. Его надо знать, но не всегда нужно им пользоваться. Но важно понимать, какие проблемы они сейчас решают, что им важно, а что нет.

Если мы не будем всерьез работать, учить этого советника, как взаимодействовать с учителями, с детьми, с родителями, мы можем свести всю воспитательную работу к перечню мероприятий, которые будут проводить школы по праздничным дням, формализовать ее. А это — самая главная угроза воспитательному процессу в школе".

Получается, что советник по воспитанию сродни новому пионервожатому?

Конечно, в школах уже сейчас есть люди, участвующие в воспитании детей — например, замдиректора по воспитательной работе или классные руководители. Но советник не дублирует их обязанности, сказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. Не заменяет он и школьного психолога.

«Это скорее старший друг. В советские времена эти функции в школе выполнял вожатый», — пояснила она. Поэтому на должность советника следует брать не сотрудников школ, а, например, представителей общественных объединений, считает депутат.

По ее словам, еще одна важная задача советника — вовлекать учеников в детские, юношеские, молодежные проекты. Они могут водить ребят в театры, музеи, устраивать спортивные мероприятия, организовывать слеты и акции.

«С советниками можно обсудить актуальные вопросы, например, поговорить о политике и митингах, что поможет оградить школьников от деструктивного влияния», — считает Лариса Тутова. Кроме этого, полагает она, благодаря тесному общению советников с детьми станет понятнее, что происходит в их жизни во внеучебное время.

В Минпросвещения одной из основных задач советников назвали участие в реализации программ воспитательной работы. Министр Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия 1» охарактеризовал советника по воспитанию так: «Это молодой человек, выпускник педагогического вуза, который говорит со школьниками на одном языке и организует внеучебную деятельность».

Читать подробнее.