Школу будущего построят в 2018 году
26 апреля 2016
Автор: "media73.ru"

Школу будущего построят в 2018 году

Марк Сартан: «Умная школа» будет выпускать людей, способных ответственно распоряжаться собственной жизнью».

Через несколько лет в Ульяновске начнет функционировать технологический парк «Технокампус». В его рамках будет запущен образовательный проект «Умная школа», который предоставляет принципиально новые образовательные маршруты. Здесь, в отличие от школы, дающей стандартный набор знаний, школы, нацеленной на результаты ЕГЭ, акцент будет делаться на индивидуализацию. То есть «Умная школа» ставит перед собой задачу научить ребёнка анализировать, планировать, стремиться к результату и даже привлекать ресурсы.

Идея создания столь амбициозного и интригующего проекта принадлежит Марку Сартану, который и возглавляет его. Руководитель «Умной школы» согласился рассказать «Медиа73» об этапах реализации данного проекта и поделился своим мнением о том, какой должна быть школа будущего

– Чем «Умные школы» отличаются от классических образовательных учреждений? Как будет построен образовательный процесс? Какая роль будет отведена воспитанию?

– Большая часть классического образования в школе обязана сохраниться хотя бы потому, что школа должна давать аттестат, а поэтому ученики должны сдавать ЕГЭ.

Но сегодняшнее понимание школьного образования не сводит его итог к набору предметных результатов и тем более к баллам ЕГЭ. Если классическая школа индустриальной эпохи рождала выпускника, у которого теоретически был определенный набор знаний, то современная школа добавляет к набору этих знаний набор метапредметных результатов, иными словами – универсальных компетенций. Человек должен выйти из школы, обладая, например, такими навыками, как умение анализировать, планировать, привлекать ресурсы, выполнять действия и сравнивать результаты.

В этом смысле «Умная школа» развивает как традиции отечественного образования, основанного на передаче знаний, так и реализует требования современного мирового образования, ориентированного на формирование компетенций.

Самое главное, что обеспечивает «Умная школа», – это воспитание людей, ответственно распоряжающихся собственной жизнью. Это означает умение рассматривать свою жизнь как собственный проект и, следовательно, требует учиться проектированию. В «Умной школе» дети вовлекаются в реальную проектную деятельность, решающую реальные проблемы, а не в ту, которую сегодня школы декларируют и которая сводится к скачиванию рефератов из интернета.

Таким образом, если коротко сформулировать суть «Умной школы», это школа, которая учит ответственно распоряжаться собственной жизнью. И это главное отличие от классического образовательного учреждения.

И еще могу сказать, что сегодня невозможно, категорически неправильно и вредно давать всем детям класса, школы, а тем более всем детям одного возраста всей страны, одинаковое образование. Образование обязано быть разным для каждого ребенка в соответствии с его потребностями, интересами, его возможностями, склонностями и особенностями личности. Образовательная модель, которую мы разрабатываем, основывается на том, что, чем старше ребёнок, тем больше у него индивидуальных возможностей образования.

– Опишите день в «Умной школе». Во сколько начинаются занятия, их длительность, количество? Домашнее задание будут задавать больше, чем в обычной школе?

– В «Умной школе» принципиальна индивидуализация. Программу дня будут создавать сами учителя и учащиеся. Это приводит к тому, что у учеников одного класса может быть разное расписание. Причем в зависимости от класса возможность выбора предметов сильно отличается.  Для младших школьников различия минимальны,  потому что всех надо научить читать, писать, дать знания об окружающем мире и так далее. В средней школе, наоборот, должен произойти взрыв многообразия, который предоставит детям максимум возможностей попробовать себя в разных областях. И тогда к старшей школе он сможет определиться со своими интересами и найти свой образовательный профиль.

Во второй половине школьного дня, после уроков, в дело вступает система дополнительного образования. В «Умной школе» это не просто «довесок» к урокам, а важная часть индивидуализации. Ведь дополнительное образование основано только на выборе ребенка! Здесь нет никаких обязательных предметов, обязательных часов, обязательных требований. Это отличный способ для ребенка «распорядиться» своим образованием, чтобы научиться впоследствии и распоряжаться собственной жизнью. И мы должны создать ему такую возможность.

В «Умной школе» мы используем систему так называемого перевернутого класса. В классической школе учитель говорит: приходи на урок, послушай, я расскажу тебе новый материал, а потом иди домой, сделай упражнение, приходи в школу – я проверю. В перевернутом классе ситуация переворачивается.  Здесь учитель говорит ребенку: иди домой, выучи новый материал, а потом вернись в класс, и мы с тобой займемся упражнениями, групповой работой, проектами и так далее.

Поэтому домашнее задание в «Умной школе» – это не то задание, которое задают в классической школе. Мы освобождаем учителя от необходимости каждый год транслировать один и тот же материал. Эту обязанность мы перекладываем на электронную образовательную среду. А учитель становится человеком, организующим деятельность ученика на уроке.

–  «Умная школа»  — это школа, в которой все компьютеризировано? Будут ли включены в программу привычные  уроки труда, музыки, изо и физкультуры? 

– Современные российские школы часто набивают техникой, компьютерами, раздают планшеты. И хочется спросить: и что такого вы делаете с планшетами, чего без планшетов делать нельзя? Происходит компьютеризация ради компьютеризации. Техника появляется, а обучение не меняется. У нас как раз обратная ситуация. Дело не в технике, а дело в решении образовательных задач.

В основе образовательной программы «Умной школы» лежат 5 содержательных осей, определяющие ее специфику: образно-художественное моделирование мира, психологизация образовательного процесса, интенсивное изучение иностранных языков, продуктивная трудовая деятельность, школьный спорт.

То есть работа руками, телесные практики, спорт и музыка остаются и необходимы. Невозможно воспитать человека, который сможет жить только в виртуальной цифровой среде.

– Какая система оценки знаний в «Умной школе»?

– В классической школе текущая оценка произвольна, ребенок часто не знает, за что он получил ту или иную оценку. Например, на результат может повлиять то, что он плохо себя вел или некорректно оформил работу. Эта произвольность оценки рождает неумение проектировать и планировать собственную деятельность. Эту проблему необходимо решить. Поэтому система оценок в «Умной школе» прозрачна как для ученика, так и для учителя.

Вторая проблема оценивания – это полная оторванность ЕГЭ от текущих школьных оценок. То есть из школы выходят с результатами ЕГЭ и, вообще говоря, все равно, что ты там получал все эти годы, любая двойка, тройка не имеет никакого значения.

Здесь на помощь может прийти электронная среда. Она даст возможности сохранения текущего оценивания в портфолио. Это не только поможет учителю разобраться, усвоил ли ребенок материал, но и позволит собирать и анализировать все оценки. Кроме того, накапливаемые в портфолио данные могут превратиться в связь с ВУЗом или с работодателем.

– Что вас вдохновило на создание «Умной школы»? Есть конкретные примеры, на которые вы ориентируетесь?

– Вдохновила неудовлетворенность существующей системой и понимание того, что необходимо сделать что-то новое и продвинутое. В процессе разработки концепции «Умной школы» был изучен опыт более 50 образовательных учреждений в 8 странах мира. Мы внимательно изучили, в том числе, и опыт финских коллег. При этом мы понимаем, что в России можем сделать большее, если сделаем систему образования, в которой каждый может найти себя сам, то есть предоставить ему условия, чтобы он себя нашел. Такие задачи вдохновляют.

Подробнее на сайте media73.ru