Страх и ненависть онлайн
Начальник городского управления образования Екатерина Сибирцева рассказала в интервью Порталу 66.ru, как школа может защитить детей от вредного контента и почему учителя не могут заставить подростков отказаться от мобильного интернета на своих смартфонах и планшетах даже во время уроков.
— Вы можете собрать директоров всех школ и предложить им, во-первых, блокировать на территории школы Wi-Fi, во-вторых, рекомендовать родителям отключить 3G-интернет на смартфонах своих детей, скажем, до 14 лет?
— Сегодня во многих школах есть Wi-Fi, но весь школьный интернет подвергается строгой контентной фильтрации. Поэтому ребенок, пользуясь сетью школы, не может зайти на запретные сайты. Проблемы начинаются, когда мы говорим об использовании личных гаджетов…
— Школьник не может даже зайти в социальные сети, например, «ВКонтакте»?
— Используя сеть школы — нет. Когда ребенок находится в школе, он пользуется контентом, прошедшим фильтрацию. Поэтому «ВКонтакте» ребенок может выйти только со своего персонального устройства по 3G.
— Можно ли записать в устав школы правила, связанные с использованием личных гаджетов на территории учебного заведения? Например, что родители должны подтвердить с помощью документа от оператора, что на телефоне их детей отсутствует передача данных или что они согласны, чтобы их ребенок, приходя в школу, сдавал телефон?
— Если эти правила касаются Wi-Fi или проводной сети школы, то они уже разработаны и отражены в локальных актах школы. Заставить родителей приносить какие-то справки мы не можем: они не обязаны этого делать, даже если школа пропишет это в своих правилах. Такое требование законодательно не обосновано. Такие проблемы возникают довольно часто: когда мы пытаемся действовать в интересах ребенка, но находятся родители, которые считают иначе и говорят, что мы не правы.
— То есть вы прогнозируете, что любое ваше действие, связанное с ограничением использования телефонов в школах, тут же вызовет противодействие?
— Не любое, но обязательно вызовет. Будут новые жалобы в надзорные органы. Или к вам же придут — и вы сделаете новость о том, что управление образования ущемляет чьи-то права. Сегодня нет единой позиции по этому вопросу. Вот вы считаете, что нужно ограничивать доступ к интернету, а другие родители скажут, что в управлении образования хотят ограничить ребенку доступ к информации. Главное, что нет никаких нормативных документов, регламентирующих использование личных гаджетов детьми. Как чиновник я должна действовать в нормативном поле, поэтому не могу никому диктовать, как нужно себя вести.
— Учитель может потребовать от учеников хотя бы сдать телефоны? В интересах учебного процесса.
— По закону — нет. Можно только предложить сдать добровольно или просто убрать. Большинство учителей именно так и поступают.
— Мне кажется, с детьми договориться проще, чем с родителями.
— Безусловно. Грамотный учитель способен всё организовать, не прибегая к запретам. Либо он построит урок таким образом, чтобы дети могли воспользоваться телефоном в учебных целях (если уж никак без этого нельзя обойтись), либо сделать так, чтобы ребенок убрал его сам. Спокойно, без крика и насилия. Мне кажется, что наши педагоги уже этим овладели. Вопрос в том, чтобы эта норма была урегулирована на законодательном уровне. В ряде западных стран, например, детям в школе запрещено пользоваться телефонами: нельзя — и всё. В каждой школе есть телефон-автомат для экстренных вызовов, он бесплатный. Может, нам по такому же пути пойти? Не знаю. Тут есть как плюсы, так и минусы.
— Что вы считаете главной опасностью для школьника в интернете?
— Общение в социальных сетях с неадекватными личностями, участие в сомнительных группах и пропаганда небезопасных для ребенка вещей.
— То есть это социальные сети? То, что меньше всего поддается контролю со стороны родителей.
— Да. Я считаю, что сегодня ответственность за то, какими ресурсами пользуется ребенок, какой контент он потребляет, лежит на родителях. Точно так же, как раньше, лет 20–30 назад, родители не могли проконтролировать, кому ребенок пишет письма, сегодня родителю очень сложно проконтролировать, что ребенок делает в интернете. Ситуация усугубляется тем, что поток информации возрос в миллионы раз. К сожалению, система образования не успевает отвечать на эти вызовы. Например, сегодня в курсе ОБЖ нет раздела «Информационная безопасность». Поэтому в первую очередь родителям нужно объяснить ребенку правила пользования соцсетями, рассказать об опасностях и рисках, которые за ними стоят.
— Вы же понимаете, что сейчас это намного опаснее, чем ядерная угроза и химическая атака. Научить пользоваться соцсетями важнее, чем противогазом.
— Совершенно верно, это значительно опаснее. Поэтому работать нужно прямо сейчас, не дожидаясь нормативных документов, изменения школьных программ и так далее. И, в общем-то, мы это делаем. Грамотные руководители уже проводят родительские собрания, беседы с родителями на эту тему, дают им свои рекомендации. Другой вопрос — слушают нас родители или нет.
— Учитель вообще должен этим заниматься?
— Вообще говоря, не должен. В его должностной инструкции ничего не говорится о том, что он должен объяснять ребенку, как вести себя в социальных сетях. С другой стороны, как мама я понимаю, что нужно что-то делать. Поэтому, разговаривая с классным руководителем, я могу попросить его организовать классный час на тему «Как работать в интернете». Могу внести предложение руководителю школы провести ликбез для детей, которые учатся в среднем звене.
— Разговаривать со старшеклассниками бесполезно?
— Они и так всё знают. Поэтому наша группа — это дети в возрасте от 7 до 12 лет. Они еще только начинают работать в информационном пространстве. В последние годы моей работы директором я практически на каждом родительском собрании старалась поднять тему информационной безопасности, обращалась с просьбой к родителям контролировать контент детей.
— Что нужно знать родителям, чтобы минимизировать угрозу?
— В первую очередь должен быть родительский контроль за использованием трафика. То есть родитель должен иметь возможность посмотреть, на какие ресурсы заходит ребенок. Затем нужно объяснить ребенку правила безопасного поведения в Сети. Точно так же, как мы объясняем, что нельзя разговаривать с незнакомцами на улице, нужно объяснить, что нельзя разговаривать с незнакомцами в Сети. Но самое главное — родителям нужно искать контакт со своим ребенком, чтобы хотя бы иногда содержимое его аккаунта было доступно им. Большинство проблем, вызванных общением в социальных сетях, связаны с тем, что у родителей не было контакта со своими детьми. Ведь все проблемы у детей от того, что родители их не слышат.
— С какого возраста родителям следует перестать пользоваться ключами от личной страницы ребенка в социальных сетях или просить показать его личную переписку?
— Думаю, родители сами должны это почувствовать. Как правило, дети боятся рассказать родителям о своих проблемах, потому что считают, что те их осудят…
— Может, обязать классного руководителя мониторить личные страницы учеников в социальных сетях?
— Обязать классного руководителя делать это очень трудно. Скорее, можно посоветовать школе ввести вопросы информационной безопасности в курс ОБЖ и проводить больше мероприятий на эту тему. Как с детьми, так и с родителями. Думаю, учителя к этому подключатся. Безопасность детей, в том числе информационная, — это самое главное, за что отвечает школа. Поэтому мы постоянно держим на контроле вопросы, связанные с работой детей в Сети. Но сейчас мы видим только верхушку айсберга. Думаю, что есть очень много случаев, о которых мы просто не знаем или дети замалчивают. Это и распространение наркотиков, курительных смесей, спайсов… Это и суицидальные группы. Это и обращения со стороны педофилов… Поэтому я считаю, что данной проблеме сегодня нужно уделять достаточное внимание и со стороны школы, и со стороны родителей, и со стороны общества.