Манифест новой системы образования: от просвещения к образованию
1 марта 2016
Автор: Михаил Кушнир, newtonew.com

Манифест новой системы образования: от просвещения к образованию

Какой должна быть образовательная система, чтобы отвечать новым запросам общества.

Новый материал Михаила Кушнира  — призыв привести устаревшую систему  в соответствие с новыми реалиями. Полный текст "Манифеста"  на страницах портала newtonew.com.

Современное образование находится в кризисе, поскольку традиционные задачи всеобщего просвещения к середине XX века были решены, а новые задачи простой сменой названия c «просвещение» на «образование» решены быть не могут. В этом документе мы декларируем общие принципы реструктуризации системы образования.

Новые субъектности в системе образования

Новая субъектность ученика

Сегодня нет дефицита информации и учитель не является единственным и лучшим его источником. Информация доступна в любом количестве, направленности и форме любому желающему. Ученик из пассивного объекта обучения становится самостоятельным субъектом.

В этих условиях насильственное обучение по внешнему выбору стало предельно неэффективно. Важнее умение создать условия для повышения мотивации ученика к обучению.

Новая субъектность ученика требует индивидуальной образовательной программы. В то же время, не все готовы к активному самостоятельному выбору, что маскирует новую субъектность на фоне массовой потери мотивации к обучению. Ставка на поддержку активных учеников требует постепенного продвижения новых образовательных отношений на фоне сохранения традиционных, но под ответственность самих учеников и их родителей, а не в рамках всеобщей единой для всех программы.

Новая субъектность учителя

В связи с изменением отношений учителя с учеником и необходимостью формирования индивидуальных образовательных траекторий, требуются новые компетенции и даже расслоение традиционной единой профессии учителя на несколько различных видов деятельности, в частности:

 

 

 

  • ведение разных по формам и содержанию вариантов учебных курсов, позволяющих заинтересовать и активизировать познавательную деятельность ученика (педагог, игропрактик),
  • подбор оптимальной комбинации учебных (развивающих) курсов из доступных ученику по различным критериям с учетом его интеллектуального, эмоционального, психологического, физиологического развития, помощь в выборе направления развития и в решении образовательных проблем (тьютор),
  • разработка учебных материалов и программ, предусматривающих различные активные стратегии освоения, в том числе игровые (методист, образовательный технолог, игротехник),
  • разработка и реализация методик оценки освоенных знаний и компетенций, органично сочетающихся с активными формами освоения знаний, в том числе игровых (тестолог).

Реализации новых субъектностей мешает традиционная организация образовательного процесса, в которой целью обучения является сдача единых формализованных экзаменов. Это удерживает логику ведения единых программ обучения.

Новая субъектность заказчика образования

Постепенно, государство перестало справляться с функцией заказчика образования по мере насыщения острых кадровых потребностей и повышения уровня образованности общества. Без явно выраженного заказчика образования невозможно сформировать обоснованные критерии оценки качества образования. Мода на различные рейтинги и оценки на основании надуманных параметров полезны только для формального сравнения между собой и с кем-то извне. Необходимо институциализировать все возможные типы заказчиков образования и дать им возможность формировать свой заказ.

Заказчиком образования может выступать:

  • сам ученик (родитель) на основании своих образовательных потребностей, в том числе на основании оценки рынка труда,
  • государство в лице конкретных ведомств и территорий, с учетом различия интересов на разных уровнях и местных особенностей,
  • бизнес, с учетом различий его по масштабам и динамике развития,
  • образовательные организации, имеющие устойчивый спрос или внешние связи.

Государство, как ответственный управляющий, дающий конституционные гарантии, может выступать в качестве регулятора спроса и предложения. Оно может дополнительно стимулировать те образовательные организации, которые обеспечивают наиболее востребованные образовательные запросы.

Важным субъектом образования могли бы стать независимые центры тестирования и квалификации (НЦТК)

НЦТК могут проводить оценку любых стандартизованных компетенций в любое время по желанию ученика. Тогда школа освобождается от функции контроля обученности — в ней остаётся только оценка как органичная обратная связь в процессе мотивированного обучения. В таких условиях школа и/или учитель могут отвечать за свои обязанности непосредственно перед заказчиком, в частности перед учеником (родителем). 

Если подтверждение компетенций проводится в НЦТК, значимыми становятся именно их документы. Вместо пачки сертификатов НЦТК для подтверждения компетенций на этапе приемных испытаний и собеседований была бы удобнее «карта знаний». Разработка такой стандартизованной на государственном или ведомственном уровне «карты знаний» позволит сделать наглядным процесс собеседований: достаточно иметь опубликованный профиль «карты знаний» для требуемой компетенции и сопоставить его с заполненной «картой знаний» соискателя.

При наличии современных централизованных информационных систем такие карты могут строиться и сопоставляться в электронном виде с достаточной надежностью электронной подписи. Электронный подход одновременно обеспечит прозрачность компетенций для всех партнеров и клиентов любого специалиста.

Новая субъектность выпускника

Индивидуальная образовательная траектория может приводить каждого субъекта к своим образовательным и профессиональным целям собственным путем и традиционные документы об образовании слабо помогают разобраться в его реальных компетенциях.

Настало время отказаться от единых по времени и содержанию экзаменов, а также этапов обучения: каждый может двигаться к своим образовательным и профессиональным целям в своем графике.

Если школьная программа в традиционном изучении требует 11 лет, а при мотивированном может быть пройдена за 2-4 года, значит, за те же 11 лет содержание образования по индивидуальным планам может быть существенно расширено и/или углублено.

Важно переоценить и аспект воспитания, о котором снова заговорили в последнее время. В ситуации, когда учитель был уникальным источником знаний и образцом для подражания, можно было обосновано говорить о том, что школа обучает и воспитывает. Если под воспитанием понимать целенаправленное формирование внутренне принятых воспитуемым правил поведения и отношения к различным жизненным ситуациям, то на это способен только сам субъект воспитания: он наблюдает за поведением значимых для себя людей и решает, какие из них взять за образец. Поскольку учитель потерял ту значимость, которая была раньше, призывы «вернуть воспитание в школу» носят нереалистичный характер.

Новая субъектность школы

Новая субъектность требует от школы активной позиции, направленной на удовлетворение различных образовательных потребностей, нестандартных образовательных траекторий. Это возможно только при наличии свободы выбора образовательной стратегии

Формальным условием подавления самостоятельности школы является подчинённость директора как физического лица органу власти как работодателю. На психологическом уровне авторитарные отношения поддерживает совмещённость в единой структуре управления двух разных функций — обучения и обеспечения жизнедеятельности: отношения жёсткого контроля в вопросах жизнедеятельности переносятся на отношения в вопросах обучения.

Раздел школы на независимые юридические лица позволит разрешить эти противоречия и обеспечить каждую часть более простыми и понятными критериями качества:

  • все задачи, кроме обучения, можно оставить под контролем одного юридического лица, которое может функционировать в традиционной логике директора школы — назовем его комендантом,
  • за обучение отвечает другое юридическое лицо,
  • за обеспечение учебным оборудованием может быть выделено третье юридическое лицо, обслуживающее группу школ.

Главным критерием оценки работы коменданта и его структуры являются качество и надежность всех сервисов жизнедеятельности, безопасность и здоровье детей. Стимулирующим критерием становится количество проведенных ученико-часов. Сервисы нормируются, а за учебное содержание часов комендант не отвечает.

Это открывает перспективы свободного сосуществования как минимум трёх моделей:

  • в одном здании одна образовательная модель (внешне неотличимо от описанной в законе школы)
  • в одном здании несколько образовательных моделей, программ (образовательный «бизнес-центр»)
  • в нескольких зданиях реализуется одна образовательная модель («образовательная сеть»)

Новая возможная субъектность лабораторных центров и мастерских

Большую роль в обучении играют практические навыки, без которых академические знания носят схоластический характер. При формальном исполнении практических работ эффект от них крайне низкий. 

Логично было бы  создавать отдельные центры, лабораторные комплексы. Это позволило бы поддерживать их в работоспособном состоянии и комплектовать мотивированными сотрудниками. Лабораторные комплексы могут быть самостоятельными и обладать компетенцией подтверждения приобретенных навыков в виде справки для заполнения образовательной траектории обучающегося. Аналогично могут формироваться учебные мастерские. На начальном этапе существующие при вузах лаборатории и мастерские могли бы предлагать свои ресурсы для внешних обучающихся, если их сертификат будет признаваться за рамками вуза. Стоит учесть позитивный и негативный опыт межшкольных учебных комбинатов.

Превращение независимых лабораторных центров и мастерских в исследовательские и творческие центры для разных групп мотивированных обучающихся могло бы повысить качество приобретаемых навыков. Эти центры могли бы стать точкой концентрации исследовательских и проектных групп, способствующих прикладной профориентации в логике дворцов творчества.

Новая субъектность развивающих активностей

Традиционное место развивающих активностей очевидно по факту терминологического деления образования на основное и дополнительное. По оценкам социологов, более 2/3 имеющихся компетентностей люди приобретают вне основного образования, в дополнительных развивающих активностях. При создании системы образования, адаптивной к индивидуальным потребностям, может быть стёрта грань между видами образования. Это позволит любую развивающую и интересующую учеников активность рассматривать как полноправное образование наравне с привычно важными «предметами».

Театры, музеи, галереи, кружки, студии, ансамбли, музыкальные школы, спортивные секции, тематические выездные лагеря и фестивали — всё это и многое другое, подтверждающее полезные обществу компетенции, встанет в единый ряд системы образования.

Новая субъектность органов власти

При разделе школы на независимые структуры обучения и жизнедеятельности, система жизнедеятельности видится намного логичнее под контролем министерства по строительству и ЖКХ, чем под Минобрнауки

Если образовательные организации становятся независимыми и отвечают непосредственно перед заказчиками, нет смысла в отдельном ведомстве — Минобрнауки. Мониторинг результатов образовательной деятельности в стране, научную проработку планов и результатов логичнее производить в экспертных структурах под контролем межведомственного комитета по координации системы образования.

Межведомственный комитет должен отвечать:

  • за статистику и её анализ,
  • за нормативное обеспечение образовательной деятельности,
  • за координацию образовательных подразделений в ведомствах,
  • за формирование согласованной образовательной политики государства,
  • за подготовку бюджета всей системы образования.

Для оплаты работы образовательных организаций предлагается обеспечить каждого ученика спецсчетом на обучение («образовательным ваучером») с ежегодным начислением из федерального бюджета в зависимости от его возраста, результатов независимого тестирования и творческих мероприятий (олимпиад, конкурсов, конференций).

Этот счёт должен обеспечить гибкое расходование средств на усмотрение ученика (родителя) между разными образовательными услугами c дробностью до одного учебного часа. Для согласования гарантий и гибкости в использовании этого счета можно вести его в учебных часах, достаточных для предусмотренного государством уровня образования. Стоимость учебного часа может пересчитываться либо в единой логике и меняться год от года, либо носить гибкий характер в зависимости от различных критериев. Соотношение оплаты образовательных услуг через спецсчет и живыми деньгами в государственной школе может регламентироваться органами власти.

Таким образом создаются  реальные условия для формирования активных и ответственных граждан, воспитанных в ситуации мотивированного ответственного выбора собственной образовательной программы. Это повышает их готовность к пожизненному образованию, востребованному современным общественным прогрессом. Перенос ответственности за оплату обучения и смежных образовательных услуг на ученика (родителя) освобождает государство от необходимости решать вопросы оценки качества и оплаты непосредственно образовательных организаций, переориентирует организации на основного заказчика обучения и вынуждает конкурировать друг с другом на стандартных и давно отработанных рыночных принципах. 

Новая субъектность системы образования

Новая субъектность системы должна быть направлена на обеспечение возможности построения каждым гражданином страны своей образовательной траектории, наиболее оптимальной для индивидуального сочетания возможностей и предпочтений, причем в течение всей его жизни. Это позволит максимально эффективно развиваться мотивированным обучающимся, отслеживать их прогресс и обеспечивать им возможность эффективно встраиваться в решение профессиональных задач страны.

Учитывая инертность системы образования в лице всех участников (педагогов, администраторов, родителей и, как следствие, учеников), необходимо обеспечить условия для продолжения функционирования традиционной и привычной им модели организации обучения, но по собственному выбору.

  • Каждый родитель должен самостоятельно обсудить со своим ребенком предлагаемые возможности и сделать выбор: обучаться по традиционной модели или пробовать новые формы.
  • Каждая образовательная организация должна выбрать свое место на образовательном поле в виде предлагаемой образовательной программы и отвечать перед заказчиком за ее реализацию.
  • Критерием результативности продукта (образовательной программы в исполнении конкретной образовательной организации) могут служить разные параметры, но результаты независимого тестирования займут в них важное место.
  • Чтобы облегчить задачи построения гибкой траектории и оценки ее прохождения, необходимо привычные крупные блоки знаний разбить на более мелкие («гранулы»), классифицируемые по уровням.

Самой важной особенностью новой субъектности системы образования должна стать новая субъектность заказчика образования. Наличие разных заказчиков и разных заказов с разными критериями оценки качества создают выбор возможностей. Это позволит без видимых революций сохранить традиционные формы обучения и дать возможность развитию новых форм.

Этапность реализации системы (на 5 лет)

1.       Корректировка нормативной базы для возможности раздельного лицензирования и независимого функционирования образовательных зданий и образовательных организаций без собственной учебной базы, раздельные требования стандартов

2.       Разделение школы на 2 юридических лица: обучение и жизнеобеспечение

3.       Развитие центров независимого тестирования и квалификации

4.       Подготовка и переквалификация кураторов-тьюторов

5.       Переподчинение структур органов власти в сфере образования, связанных с жизнеобеспечением, в структуры МинстройЖКХ

6.       Формирование в ведомствах структур развития кадров (HR), разработка «карт знаний

7.       Переформирование оставшихся структур Минобрнауки, ответственных за обучение, в межведомственный комитет по координации системы образования.