Как и чему учить учителей?
20 февраля 2016
Автор: Фролова Татьяна Михайловна

Как и чему учить учителей?

Делегаты "Корифея" побывали на международной конференции "Тенденции развития образования" в Москве.

XIII  международная конференция "Тенденции развития образования" собрала 18-19 февраля  около 500 участников со всей страны.  Все выступления касались одной темы - «Кто и чему учит учителя?»

Практика вытесняет теорию

Особое внимание, как всегда,  – иностранному опыту. Иностранцы говорили очень просто, по существу проблемы. Например, Рут МакГинити  (Англия) рассказывала, как решают проблему нехватки  учителей в школах, где учатся дети из малообеспеченных семей (мы бы сказали, в обычных школах, не статусных).  Одно из решений – привлекают военных (просто и эффективно, с дисциплиной, точно, не будет проблем),  еще одно решение – реализация программы «Teacher First». Постоянно подчеркивалось, что правительство всеми силами поддерживает эти программы, политики контролируют процесс.

Запомнилась фраза: учительство – это ремесло, а не интеллектуальный труд, и овладевать им нужно в процессе работы (как, например, сапожник учился бы прибивать набойки на каблуки).  Эта идея воплощается с помощью  программы  «Teacher First».  Лучшим выпускникам школ предлагают попробовать свои силы в других школах, но уже в роли учителей. Формируют умение выживать, прививая лидерские навыки. Начинающие педагоги сразу начинают давать уроки в тех школах, где не справляются квалифицированные учителя, где наибольшие проблемы с качеством знаний и дисциплиной. Все уроки сразу анализируются прикрепленным  «ментором». Так и проходит овладение профессией: уроки – анализ ошибок и прогресса, и – снова на урок.  После первого года выдается свидетельство, после второго – присваивается статус квалифицированного педагога. Результаты впечатляют: после второго года обучения остаются поработать хотя бы еще год 50% обучившихся по программе (в традиционной модели - 27 %). Далее следует двухлетнее магистерское образование. 

Изменения в финансировании программ повышения квалификации учителей

Ректор московского педагогического института Реморенко И.М. говорил о том, как формируется рынок организаций, предоставляющий услуги в области повышения квалификации.  С 2013 года на все общеобразовательные организации (во всяком случае, в Москве) через муниципалитеты на каждого учащегося  выделяется по 440 рублей для повышения квалификации педагогов.  ОО может выбрать на свое усмотрение преподавателей, программы, стоимость обучения.  Выбрать можно на сайте http://www.dpomos.ru/

В Татарстане финансы на повышение квалификации  передали педагогическому университету, а  не Институту  развития образования, прозвучала фраза «процесс захоронения ИРО».  Но, по мнению Болотова В.А., академика Российской академии образования, ИРО нужны  хотя бы сбора информации обо всех курсах повышения квалификации, появляющихся на этом рынке.

Новые возможности для карьерного роста педагогов

Выделена проблема: в учительской професии  рост возможен только по вертикали – стать  администратором. Как тогда мотивировать педагога к развитию?  На Ямале запустили программу «Педагогические статусы». Учитель может сделать заявку на получение одного из статусов: «Педагог-исследователь», «Педагог-методист», «Педагог-наставник», а для молодых еще – «Помощник  директора».  Статус гарантирует надбавку к заработной плате.  Ожидается интересный результат:  педагоги-стажисты  имеют огромный опыт, но находятся в состоянии стагнации, часто теряют интерес к работе.  Получив статус «Педагог-наставник», например, они могут часть часов отдать молодым, тем самым открывая им двери в школу. Надбавка компенсирует потерю, перед  стажистом открывается новое поле деятельности.

Информационные технологии проникают во все сферы деятельности педагога

На секции «Информационная среда и информационный ресурс  в профессиональном развитии учителя» участники обсудили самые актуальные проблемы использования ИКТ. Интересные исследования по этой теме содержит презентация Третья волна информатизации в современной школе: строить дамбы или поднимать парус? Например, оказывается, 70% учеников московских школ как-то используют гаджеты в учебной деятельности, но все-таки нечасто.  90% связываются с учителем  через различные сервисы: почту, ВКонтакте, SMS.  При этом ограничение доступа к  Интернету вступает  в противоречие  с нормативными документами, в которых  говорится о  необходимости дистанционного взаимодействия учителя и учеников.  А педагоги все также неохотно используют возможности компьютерных средств и Интернета в обучении.

Методист Т.М.Фролова, представляющая на конференции гимназию «Корифей», отметила, что курсы ПК нужно  проводить, погружая учителей в соответствующую информационно-образовательную среду.  Педагоги должны побывать "в шкуре" учеников: учиться с помощью  интерактивных досок, документ-камер, систем опроса, планшетов. Выступление было посвящено ответу на вопрос, какой должна быть информационно-образовательная среда школы, работающей в качестве стажировочной  площадки. 

Все материалы конференции в ближайшие дни можно будет найти здесь: Тринадцатая Международная конференция.