«А Чехова все равно прочитают…»
28 января 2016
Автор: Вячеслав Костюк, «Уральский Рабочий»

«А Чехова все равно прочитают…»

Руководитель образовательного комплекса Екатеринбурга Екатерина Сибирцева ответила на вопросы читателей.

Более двух часов длилась горячая линия начальника управления образования администрации Екатеринбурга Екатерины Сибирцевой в медиа-холдинге «Уральский рабочий». Более 20 человек смогли получить ответы на волнующие их вопросы.

Девчонка Наташка скоро первоклашка…

Целая обойма вопросов была посвящена начинающемуся с 1 февраля приему детей в первые классы.

— Каким образом я могу подать заявление в первый класс, если не успею зарегистрироваться на сайте госуслуг? — спрашивает М.П. Петрова.

— Вы можете это сделать еще двумя способами — обратившись в любой многофункциональный городской центр, предоставив туда пакет документов. Либо при личном обращении в школу 1 февраля. С этого дня будут работать все приемные комиссии с 9 до 17 часов. В этот же день можно обратиться с заявлением также через МФЦ. Пакет документов размещен на сайте управления образования.

— С какого возраста ребенок может пойти в первый класс? — интересуется Е.А. Минина.

— Ребенок в первый класс может пойти в возрасте от 6,5 до 8 лет. Это установлено законом и соответствующими нормативными актами. Если вы хотите решить вопрос о приеме ребенка в более раннем или более позднем возрасте, для этого требуется заключение и разрешение учредителя учебного заведения, выданное на основе заключения медико-санитарной комиссии. Если есть такая необходимость, к нам может обратиться с заявлением законный представитель ребенка, и мы ему расскажем, что необходимо делать в данной ситуации.

Облегчаем «тяжелый портфель»

Папа дочери-второклассницы из лицея № 109 Ленинского района В. Курганов спрашивает, какой тяжести должен быть портфель школьника, предусмотрены ли здесь какие-либо нормы.

— Да, такие нормы существуют, — отвечает Екатерина Сибирцева. — Каждый учебник и на вес проходит экспертизу. Но проблема в том, что у ребенка, кроме учебников, в портфеле находятся рабочие и обычные тетради, сменная обувь, физкультурная форма и т.д. Что делать в таком случае? Можно обходиться организационными мерами, например, установить в школе шкафы, где хранить физкультурную форму, лыжи и другой инвентарь, сменную обувь. Учебники дети могут носить по одному на парту. Можно купить их «запасной» комплект на весь класс. Есть и другое предложение — давайте учебники в гаджеты закачаем, и дети будут ходить только с одним планшетом. Это, конечно, легче, но сколько денег понадобится, чтобы всех школьников Екатеринбурга обеспечить такими «легкими портфелями»?

В школу — без гаджета?

Жительница Екатеринбурга А. Авдеева интересуется проблемой внедрения в школе новых технологий. «Дети уже сами этим занимаются, создают электронные дневники в телефонах и т.д., а детский омбудсмен Павел Астахов против всяких гаджетов в школе. Как разрешить этот конфликт?».

Как отметила Екатерина Сибирцева, «позиция Павла Астахова, действительно, полемичная. — У себя в Фейсбуке я провела опрос по поводу того, что думают родители на эту тему. И мнения разделились. Где-то 60% считают, что ничего не надо ограничивать. Остальные высказывают опасение, что информация в Интернете может нанести вред ребенку, и ограничивать пользование Интернетом, по крайней мере на территории школы, нужно. У меня нет пока однозначной позиции по этому вопросу. Действительно, дети более активно ведут себя в виртуальном пространстве, чем взрослые. И мы порой даже не можем отследить все угрозы, связанные с нежелательным для детей контентом. С этим боремся, но пока, кроме слова, у нас других инструментов нет. Что касается нормативного запрета на пользование гаджетами, то предложила бы пока подождать с этим».

Особенный ребенок — особый подход

Непростой вопрос затрагивает мама троих детей И.Н. Карпова. «Нынче в массовом порядке упраздняются коррекционные классы детей с задержкой психического развития. Эти детишки приходят в классы, где дети не имеют такого диагноза и таких особенностей. Как должен поступать учитель? Он вынужден будет перестроить всю программу с учетом особенностей развития этих мальчиков и девочек? Но ведь при этом в процессе обучения будут затронуты интересы других детей».

— Ныне идет сокращение классов детей с особенностями развития, поскольку такой ребенок не должен быть выброшен за пределы социума. Принципы инклюзивного образования у нас сейчас положены в основу образовательной концепции в России. И они должны быть реализованы в любом коллективе. Задача учителя, безусловно, очень сложная — научиться работать с группами детей разного уровня развития. С таким особенным ребенком у педагога идет индивидуальная работа, но не думаю, что это происходит в ущерб другим детям. Такова реальность нашей жизни — у нас все дети должны быть интегрированы в общество. Это очень большая проблема, которую школа как-то пытается решать.

Язык всему голова

Спросили руководителя образовательного комплекса Екатеринбурга и про обучающихся в уральской столице детей-мигрантов. Сегодня для их устройства в школу родителям необходимо предоставить любой документ, подтверждающий проживание ребенка иностранного гражданина на территории Екатеринбурга. Далее все зависит лишь от самих детей, насколько хорошо они овладели русским языком.

— Когда языковой барьер снимается — процесс обучения входит в свой обычный режим, — отметила Екатерина Сибирцева. — Особых трудностей после этого не возникает. У нас есть дети мигрантов, которые успешно участвуют в районных и городских олимпиадах, пишут ЕГЭ на 100 баллов, заканчивают школы с медалями. Такие школьники, по моим наблюдениям, даже больше мотивированы на успех.

В инженеры… с детского сада

«Краем уха слышал о программе «Екатеринбургская инженерная школа», — сообщил инженер-строитель Е. Лазарев. — Расскажите о ней подробнее. Мой племянник, Алексей, учится в 9-м классе, неоднократно побеждал на олимпиадах по робототехнике».

— Сейчас, конечно, школы более ориентированы на гуманитарное направление обучения, но хотим активизировать и техническое. Понятно, что для этого необходимы кадровые, финансовые и материально-технические условия. Нам нужны кабинеты, лаборатории, а самое главное — учителя. Недавно на одном из совещаний по инженерной школе в Союзе промышленников и предпринимателей спросили у ректора УрГПУ Алевтины Александровны Симоновой, сколько преподавателей физики выпустил в прошлом году наш педагогический университет. Оказывается, лишь 10 человек. Преподавать технические дисциплины сложно, вводить их в школах сложно, и надо поддерживать те школы, которые идут в этом направлении.

Почему дети не читают?

С таким коротким вопросом обратилась на телефон горячей линии жительница Чкаловского района Л. Филимошкина, мама восьмиклассника Михаила.

— Да, дети стали меньше читать, — констатирует Екатерина Сибирцева. — Но, уверяю вас, они начинают читать позже. Пока для них, в силу небольшого жизненного опыта, судьбы писателей, литературных героев не становятся близкими. Сложно, например, в молодом возрасте понять весь трагизм судьбы Осипа Мандельштама. Но не сейчас, а через годы они поймут все величие этой личности.

Много общаюсь с выпускниками школ. Где-то на 2—3-м курсе вуза у них что-то там «срабатывает», и они начинают читать, перечитывать школьную программу — Чехова, Толстого, Булгакова. По своему сыну вижу, что он начинает снова открывать для себя известных писателей. Так что не надо драматизировать ситуацию: в абсолютном большинстве своем у нас хорошие дети. Они просто в другом информационном пространстве живут. Так что опасения некоторых родителей, что у нас растут мало читающие дети, несколько надуманны. Все идет своим чередом. И надо больше в семье заниматься с детьми, читать с ними книги. Это ведь замечательно, когда ребенок вырастет и скажет, что эту книгу он прочитал вместе с мамой или папой.

Источник