11 лучших школ Екатеринбурга
1 февраля 2016
Автор: Андрей Попов, "e1"

11 лучших школ Екатеринбурга

Куда пойти учиться?

Нынешние родители должны беспокоиться не только о поступлении своего ребенка в вуз, но и – с недавнего времени – прилагать усилия для попадания его ещё и в школу. Появился сам по себе термин "поступление в первый класс".

Формируются уже и свои хитрые методы "протаскивания" вчерашних детсадовцев в нужные учебные заведения. К примеру, в конце прошлого года по Екатеринбургу были во множестве мест расклеены рекламные листовки с предложениями купить для ребёнка на время прописку в нужном районе.

– Такие акции особенно активизируются после Дня знаний 1 сентября, когда родители будущих первоклашек, наслышавшись различных реальных и не очень, зато всегда слёзных историй о чьём-то провале с поступлением в первый класс, стараются "подстелить соломку", - рассказывает учительница Ирина Лобова. – Мне, как учителю, постоянно задают вопросы знакомые и знакомые знакомых про то, как у нас там всё "на самом деле устроено". Я наслушалась таких историй, что не знаю, плакать или смеяться. В прошлом году одна мамаша уверяла меня, что в "хорошую" школу первоклассников сейчас берут только по каким-то закрытым спискам, только тех, "кого надо". А если остаются свободные места, то устраивают буквально лотерею. Буквально раскладывают на столе списки "простых смертных" и вытягивают наугад. И всё это в строгой секретности и за закрытыми дверями. В этих фантазиях завучи и школьный директор разве что только на мётлах не летают.

Все ещё ощущается жесткий дефицит информации о том, как работают механизмы "школьного отбора".

– Серьезная проблема – отсутствие прозрачного механизма попадания в школу, постоянная подозрительность родителей, – рассуждает екатеринбурженка Кристина Люцевич, у которой в этом году дочь поступает в первый класс. – Сами чиновники профильного управления знают, как работает эта система, но понятной и широкой информационной кампании на этот счёт не делают. А ведь попадание детей в первый класс в крупных городах всё больше превращается в проект не меньший по масштабности, чем система ЕГЭ при поступлении в вуз. Вспомните, как рекламировали ЕГЭ, чтобы разъяснить, как и почему это выгодно. А нам толком ничего не разъясняют.

Больше всего разговоров, конечно, вызывает система принятия в школьники по неким "результатам рассмотрения заявления" или никому не видимой "электронной очереди". Не лучшим образом сказывается и всё более популярная дошкольная подготовка ученика в той же школе, в которую он хочет попасть. Иными словами, готовность семьи оплатить годичное дошкольное обучение своего чада в качестве демонстрации платёжеспособности.

– Как можно брать ребёнка в школу на основании результатов его дошкольной успеваемости? – возмущается житель Екатеринбурга Арсен Мухаммедов, чей сын поступил в первый класс в 2013 году. – Ведь предполагается, что ребенок находится на уровне "ноль", у него нет ещё ничего из того, что может оценить школа. Получается, что один "ноль" кому-то "милее", чем другой.

Датой старта всех самых жарких боев за "места" теперь уже точно можно считать 1 марта, когда начинается период приёма заявлений. И вот тут выясняется, что в одни учебные заведения выстраивается настоящая очередь с давкой, конфликтами и даже судами, а другие – напротив – ничего такого. Даже нередко бывает дефицит заявлений.

Так происходит уже не первый год, и пора делать некоторые выводы. Очевидно, что у жителей Екатеринбурга сформировалось какое-то своё представление о том, в какие школы стоит пробиваться с боем. Равноправия в этом вопросе между школами не будет никогда, как не будет никогда равноправия между вузами в ситуации выбора абитуриентами, куда им подавать документы. Но насколько объективно оценивают школы сами родители?

По мнению учителей, здесь наблюдается явный перекос в сторону популярных мифов.

– У большинства родителей довольно предвзятое отношение к понятию "хорошая школа", – уверен эксперт проекта "Открытое образование" Павел Дегтярев. – Кто-то что-то когда-то хорошее сказал про учебное заведение, когда-то в нём учились дети богатых родителей или даже такое – у школы есть красивое здание; всё это влияет на принятие родителями решения, на оценку ими самой школы. Но крайне редко родители используют в своей оценке, например, данные об успеваемости учеников или имеющиеся у школы партнёрские проекты с вузами. Никто не спорит, что есть школы лучше и хуже, и я уверен, что конкуренция за учащихся полезна системе образования, но пускай выбор будет основан на понятных и объективных критериях.

Для прояснения ситуации и помощи родителям мы обобщили данные об успеваемости выпускников более чем 160 школ Екатеринбурга и выбрали 11 лучших учебных заведений. Объективным критерием было попадание каждого из этих заведений одновременно в оба списка топ-20 школ по результатам сдачи ЕГЭ по русскому языку и ЕГЭ по математике в 2013 году.

Этим списком мы предлагаем активно пользоваться при выборе школы, куда действительно стоит отдавать своего ребенка.