Манифест о цифровой образовательной среде
27 декабря 2015
Автор: "Еdutainme.ru"

Манифест о цифровой образовательной среде

Как современный ученик может повлиять на собственное развитие и обучение с помощью новейших методик и технологий?

Как современный ученик может повлиять на собственное развитие и обучение с помощью новейших методик и технологий? Этим вопросом задалась команда Edutainme: педагоги, психологи, IT-разработчики, информационные архитекторы и дизайнеры.

Происходит фундаментальный сдвиг и отход от условий, при которых были разработаны нынешние системы образования — формируется новая образовательная среда. В эту среду не всегда легко копируются старые материалы и методики, и, напротив, в ней появляются другие потенциалы. Однако успех создания и применения новых технологий зависит от осознания образовательной парадигмы: цель образования — не усвоение суммы знаний, а развитие свободной личности.

Цель настоящего манифеста — декларировать принципы создания цифровых образовательных сред, где ученик будет не объектом обучения, а субъектом — то есть сам влиять на свое развитие.

1. Новая организация образовательного содержания

  • От неделимых курсов к микроформатам

Нужно перестать мыслить в терминах курсов. Будущее — за гранулированными форматами.​

Современный мобильный человек учится и работает повсюду — короткими урывками в метро, на даче без интернета, в кровати и в парке, продолжает учиться всю жизнь.

Учителя смогут включать в свои курсы фрагменты материалов других учителей, давать на них ссылки. Ученики смогут легче находить информацию для междисциплинарных исследований, легче выходить за пределы своего курса — например, из биологии в химию, из истории в экономику.

 

 

  • От пассивного слушания к активному действию

За ключевую единицу обучения нужно принимать активность​

Активность направлена на продуктивные действие ученика над полученной информацией или в процессе ее получения. Пройти активность — значит дочитать или досмотреть до конца, поработать с моделью, найти правильные ответы.

Активности автономны, а вместе формируют бесконечное количество цепочек: курсов, квестов, кампаний — образовательных траекторий. Каждая активность должна обладать определенной стоимостью: в процентах от итогового результата, плюсах к навыкам и метанавыкам.

  • От белых пятен к картам знаний

Межпредметные связи важны так же, как отдельные области знаний

С появлением более компактных, гранулированных форматов обучения возникает необходимость в картах и графах, отражающих горизонтальные связи между образовательными активностями, а также в развитии анализа большого объема данных.

  • От единых учебников к персонализированным траекториям

Индивидуализация — высшее благо и точка отсчета

На смену учебнику должна прийти цифровая образовательная среда, где каждый может выбирать собственную образовательную траекторию, состоящую из активностей, которые нужны ему здесь и сейчас. Среда, в свою очередь, должна непрерывно анализировать потребности и способности ученика и предлагать сценарии дальнейшего развития.

Например, рекомендательные системы должны принимать во внимание, что к одним и тем же навыкам можно прийти разными путями, а уровень учеников на одной и той же образовательной программе может быть разным. При формировании образовательной траектории возраст не имеет значения, на первый план выходят знания, мотивация и скорость восприятия.

Рекомендации должны быть доступны всем участникам образовательного процесса — в том числе учителям и родителям.

2. Мотивация в цифровых образовательных средах

  • От предопределенности к свободному выбору

Ученик должен быть соучастником своего обучения

У ученика должна быть возможность участвовать в организации своего обучения: что бы ни стояло на повестке дня, тест или текст, в любой момент ученик должен понимать, сколько он освоил, сколько осталось и что делать дальше.

Нужно предусмотреть приемы, снижающие боязнь неудачи или неодобрения. Игра — самый естественный способ развить настойчивость и целеустремленность. Ученик должен ценить конкретную пользу, которую можно получить вместе с новым навыком.

 

  • От совместного слушания к коллаборативным проектам

Среда — это социальное пространство

Цифровая образовательная среда должна учитывать социальные механизмы — конкуренцию, кооперацию, взаимообучение и взаимооценивание. Лишь в режиме совместной деятельности можно преодолеть отчуждение, научиться вести конструктивную дискуссию, реагировать на критику, устанавливать и поддерживать общение.

  • От повторения к творчеству

Ученик должен иметь возможность создавать

В среде должны быть заложены возможности для проявления инициативы, создано творческое пространство ученика. Пример проявления инициативы — взаимообучение, индивидуальное или совместное творчество — мозговые штурмы, проектное обучение. Важно предлагать условия для глубокой проработки учебного материала и создания собственного — формировать структуру и описывать связи, перерабатывать материал, излагать его в других форматах.

  • От формальных экзаменов к мгновенной обратной связи

Образовательная среда должна давать постоянную и индивидуализированную обратную связь на все действия

Диагностика должна происходить бесшовно с процессом обучения. Системы, работающие с большим объемом данных, способны в режиме реального времени сравнивать ученика с тысячами других, анализировать, насколько глубоко он понимает предмет, и предсказывать успеваемость. Это снижает необходимость в стрессовых тестах и помогает оказывать каждому точечную поддержку.

  • От единой системы аттестации к многомерной

Школа и вуз не единственные источники знаний и навыков

Обмен данными между разными образовательными платформами, приложениями и системами управления обучением позволяет сделать систему оценки многомерной, включать результаты из внешних источников в личный профиль и портфолио ученика, который он может хранить и развивать в течение всей жизни.

3. Новая архитектура образования

От хаоса к архитектуре взаимодействия

Технологии, которые уже повлияли на то, как мы общаемся, работаем, путешествуем, занимаемся спортом, неизбежно влияют на то, как мы учимся. Информационные сети, персональные мобильные устройства, большие данные и облака, в которых они хранятся, открытые образовательные ресурсы (OER), игровые механики и машинное обучение меняют архитектуру образовательных процессов.

Образовательное содержание может доставляться через множество устройств и платформ, связанных друг с другом. Можно получить задание от учителя в системе управления обучением, обсудить его в социальной сети, задать вопросы по почте, подготовиться к экзамену в приложении, получить онлайн-сертификат и положить его в электронное портфолио к другим знакам отличия из кружков, секций или курсов повышения квалификации.

Системные составляющие будущей образовательной цифровой экосистемы:

Системы управления обучением (LMS)
Управление образовательными ресурсами (LCMS)
Неинтерактивное содержание
Инструментальные среды
Хранилища данных

  • От контроля к выбору

Технологии должен выбирать тот, кто ими пользуется

Право на выбор конкретных технологий их комбинаций на любом этапе обучения должно принадлежать тому, кто несет за него ответственность — университету, школе или самому ученику.

  • От автономности к технологической экосистеме

Данные следуют за человеком

Ученик должен иметь полный контроль над собственными данными, а также возможность забирать их с собой при переходах между разными образовательными системам и предметными областями, хранить и использовать их по собственному усмотрению в любое время, передавать для анализа и выдачи рекомендаций новым образовательным платформам и специализированным сервисам.

  • От автономности к экосистеме

Разные образовательные платформы должны уметь общаться друг с другом

Индивидуализация образования, появление все большего числа образовательных сервисов и свобода их выбора для всех участников процесса подразумевают необходимость переноса данных из одной цифровой среды в другую. Прочный союз различных платформ возможен лишь при наличии единой авторизации и стандартов обмена данными. Системы управления в учебных заведениях должны уметь учитывать успехи ученика в сторонних приложениях: частично или полностью видеть завершенные активности и подтвержденные навыки.

4. Новая педагогика

  • От монополии к медиапространству

Образование должно учиться конкурировать с индустрией развлечений

В цифровой среде конкурентами образовательных проектов становятся не только другие онлайн-курсы, но и музеи, игры, сериалы, социальные сети и просто любые открытые сайты и приложения. Мы верим, что в будущем образовательные онлайн-программы могут сформировать новый самостоятельный жанр, со своими поклонниками, колоссальными бюджетами и «голливудскими» учителями в главных ролях.

  • От педагогики-философии и педагогики-искусства к цифровой педагогике

Педагогика становится точной наукой

Формируется новая, цифровая педагогика, и никто толком не понимает, как она должна быть устроена. Ясно только, что нужно пробовать, экспериментировать и искать новые работающие модели.

Источник