Доживем до сочинения?..
23 декабря 2013
Автор: Учительская газета

Доживем до сочинения?..

Общественный совет при Минобрнауки России обсудил самые "горячие" темы.

«Давайте сначала подумаем о детях, а потом о президенте»

Как и следовало ожидать, одной из основных тем обсуждения стало сочинение, предложенное президентом в качестве итоговой аттестации выпускников школ. Евгений Ямбург, член-корреспондент РАО, директор московского Центра образования №109, констатировав положительный посыл инициативы «возродить интерес к культуре и литературе, в частности», заметил, что «даже хорошая идея, если она технологически не отработана, может привести к тяжелым последствиям».

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы Центра образования №57 г. Москвы, считает, что вводить или возвращать сочинение надо в новом обличии, так как в последние годы своего существования, когда издательства выпускали сборники готовых работ, оно стало совершенно бессмысленным. Пока же вопросов больше, чем ответов. Один из них, - как проверять сочинения и учитывать их результаты.

"Если выводить сочинение в итоговую аттестацию, мы сразу вступаем в сферу Закона об образовании, где сказано, что итоговая аттестация может проводиться только в формате ЕГЭ. - сказал Волков. - Это значит, экзамен должен проходить с внешней проверкой (проверяют не те, кто учил) по стандартизованным критериям и служить одновременно испытанием для поступления в вуз".

- Когда была предложена форма открытого экзамена, я как директор школы вздрогнул, потому что предполагается независимая экспертиза, и я подумал: а как это будет проходить в деревнях? – озвучил Евгений Ямбург еще одно опасение. Кроме того, по его словам, сегодня сокращение преподавания литературы идет по всему полю, и в старших классах значительную часть уроков литературы педагоги тратят на тренировку по русскому языку, который является обязательным. Откуда взять дополнительные часы на подготовку к сочинению?

И вообще, более глобальная постановка вопроса: так ли мотивирует обязательное сочинение школьников к чтению и не станет ли оно «палкой» для них?

- Если мы с вами решили, что с вводом сочинения наши дети вдруг начнут читать, то опоздали ровно на 11 лет, - уверена Майя Пильдес, директор гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга. - Если они не делали это в 1-3 классе, то в 11-м чтения не будет.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов присоединился к заседанию позднее. Как пояснил министр, сочинение планируется ввести со следующего учебного года. И это значит, что подготовительную работу нужно провести как можно раньше – уже к апрелю. Сроки возмутили общественников.

"Решение о сочинении должно быть тщательно подготовлено. Не надо бежать впереди паровоза, только потому, что так сказал президент. Давайте о детях подумаем в первую очередь, а потом о президенте", - подытожил разговор Алексей Венедиктов, главный редактор «Эха Москвы».

Как бы то ни было, члены совета приняли конкретное решение: создать рабочие группы, которые займутся изучением этого вопроса и подготовкой необходимых предложений. Срок – апрель 2014 года. В заключение Евгений Ямбург ещё раз подчеркнул: главное, избежать спешки. А при необходимости и начать диалог с представителями администрации президента (судя по всему - о продлении сроков для принятия серьезного решения).

О других темах, прозвучавших на заседании совета, читайте подробнее.