Результаты PISA-2012: посредственно и безрадостно
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) за 2012 год. Россия улучшила позиции по всем показателям, однако ни по одному из них не смогла превзойти средний уровень по странам ОЭСР.
Программой PISA занимается консорциум ведущих международных научных организаций во главе с Австралийским советом педагогических исследований (Australian Council for Educational Research). В рамках программы специалисты опросили 510 тысяч пятнадцатилетних школьников из 65 стран мира. В России участие в исследовании приняли 5219 учащихся из 227 общеобразовательных учреждений в 42 регионах.
Полученные в школах знания и умение их применять для решения практических задач оценивались по трем основным направлениям: математика, естественные науки и чтение. Школьникам предлагались «задачи» с обширным набором исходных данных для проверки навыков по вычленению необходимой для поиска ответа информации, моделированию решения и высказывания своего отношения к упомянутым проблемам.
Самые высокие результаты по всем трем дисциплинам продемонстрировали, как и в предыдущие годы, школьники из Китая (для целей исследования страну разбили на несколько регионов, и наиболее успешным оказался Шанхай), Сингапура, Южной Кореи и Японии. В частности, школьники из Шанхая получили 613 баллов по математической грамотности, 570 баллов за умение читать и понимать прочитанное и 580 баллов в естественнонаучных дисциплинах. Из европейских стран лучшие результаты показали Лихтенштейн, Нидерланды, Эстония, Финляндия и Польша, по всем показателям превысившие отметку в 500 баллов.
Российские школьники со времени проведения прошлого исследования в 2009 году лучше отвечали на вопросы всех блоков: математические навыки подростков в PISA оценили на 14 баллов выше (482 балла), навыки чтения — на 16 пунктов (475 баллов), познания в естественных науках — на 8 баллов (до 486 баллов).
России по-прежнему не удалось достичь среднего уровня по странам ОЭСР (494 балла по математике, 496 баллов по чтению, 501 балл по естественнонаучным дисциплинам). В то же время авторы исследования отмечают, что сопоставимые результаты «статистически серьезно ниже среднего уровня» показали также США, Литва, Швеция, Португалия, Италия и Испания.
Помимо умения применять полученные на уроках знания эксперты PISA спрашивали детей, насколько счастливыми они чувствуют себя в школе. В этом рейтинге Россия заняла 58-е место из 65. Хуже российских подростков чувствуют себя в школе только поляки, латвийцы, финны, эстонцы, словаки, чехи и южнокорейцы. Больше всего атмосфера в школах нравится ученикам из Индонезии, Албании, Перу и Таиланда.
Знания российских школьников оценивались во всех пяти циклах программы PISA, запущенной в 2000-м году. Россия, не являясь членом ОЭСР, регулярно принимает в нем участие, однако ни разу и ни по одному направлению школьникам не удалось превысить средний уровень по странам организации.
Эффективность преподавания знаний в школах оценивается в рамках еще двух крупных международных рейтингов: PIRLS (чтение и понимание) и TIMSS (математика и естественные науки). В последней версии этих рейтингов, датированной 2011 годом, российские школьники занимают высокие позиции: второе место в мире по чтению, пятое — по естественным наукам и десятое — по математике.
Такой разрыв в результатах PISA и PIRLS-TIMSS можно объяснить разницей в возрасте участников: если первый ориентирован на пятнадцатилетних школьников, то оба последних — на четвероклассников. Также PISA в отличие от других тестов делает акцент не на знании фактов и универсалий, а на их практическом применении и анализе.