Что требовать от ребёнка?
Вам когда-нибудь приходилось наблюдать как ребенок пытается уложить огромного кота или пса в обувную коробку? Если нет, то представьте. Примерно это же , порой мы пытаемся сделать с детьми, когда "укладываем" их в нашу ситему миропонимания. Сработают ли так же как сработали в нашей жизни "выработанные" образовательной системой качества - вопрос спорный.
Минувший год стал годом полного принятия новых образовательных стандартов (ФГОС), для "Корифея", который стал пилотной площадкой для апробации введения стандартов в школе средней ступени, это стало особенно актуально - изменилось всё: от планирования уроков до структуры рабочих программ.Что же должно стать результатами обучения в школе в соответствии с новыми стандартами, что будет мерой качества образования теперь? Ответ нам дан в документе.
1. Группа метапредметных результатов (они же универсальные учебные действия): познавательные (умение учиться), коммуникативные (умение выстраивать коммуникации и добывать информацию), регулятивные (умение контролировать себя и планировать время).
2. Группа личностных результатов:самоопределение (внутренняя позиция, самоидентификация, понимание своего места в жизни), смыслообразование (мотивация учебная и социальная), ценностная и морально-этическая ориентация (способность к решению моральных проблем, оцениванию собственных поступков).
3. Группа предметных результатов: изложены в программах по каждому из предметов и включает набор понятий, системных знаний и практических ситуаций.
Так ли всё просто в достижении этих результатов? Нет. Изменив парадигму образования мы сталкиваемся с непониманием со стороны потребителей образовательных услуг (детей и родителей), которое по сути продиктовано собственными эмпирическими суждениями о "миссии школы"..Абсолютно все страны в мире сейчас решают похожую задачу: как вырастить новое поколение так, чтобы оно было готово встретить любые вызовы в экономике через пару десятилетий, учитывая, что мы не понимаем, что в ней случится даже через пару недель.
Вторая большая задача образования - в то же самое время передать "культурный код", то есть национальную уникальность.
Родителям не стоит так же и забывать, когда их ребенок не может справиться с математической задачей или уравнением реакции по химии о пяти видах интеллекта у человека (ведь каждый из них - путь к успеху, не все сразу):
- логический ( математический, прагматический);
- эстетический (музыкальный слух, цветовое видение дизайнера, чувство правильного положения тела итд.);
- социальный (умение налаживать отношения, организовывать работу людей, руководить, общаться, добывать информацию);
- духовный ( чувство сопереживания, способность выделять ценностные характеристики объекта. формировать "религию" действий и вещей);
- эмоциональный (способность эмоционально воздействовать, вести за собой , выражать эмоции через все сферы деятельности, эффективно непрагматично взаимодействовать с миром).
Думаю, не стоит приводить примеры успешных личностей с тем или иным развитым интеллектом. Они всем известны и ни один из самых успешных людей не имел развитых пять видов интеллекта. Нам, учителям и родителям стоит задуматься: а что же стоит требовать от ребенка?