Изменения системы образования России в 2013 году.
Наступивший год в России будет напряженным для системы дошкольного образования: детсады могут окончательно переполниться. В 2011 году в России был всплеск рождаемости, всего родилось 1 млн 726 тыс. детей, и теперь большая часть из этих детей должна отправиться в дошкольные учреждения. При этом уже сейчас своей очереди в детские сады ожидают 418 тыс. дошкольников. Чтобы ситуация не обернулась массовыми протестами, правительство попыталось взять ее под свой контроль. Для каждого региона были разработаны программы модернизации дошкольного образования и «дорожные карты». Выделены деньги на строительство новых зданий для детских садов, постепенно возвращаются все помещения, которые ранее использовались не по назначению, но этого пока недостаточно. Детские сады будут уплотняться, дошкольные отделения появятся в некоторых школах. В качестве альтернативной меры руководство страны призывает активно развивать частный сектор в системе дошкольного образования, в частности семейные детские сады.
Для тех, кто все-таки попадет в детский сад, в 2013 году будут обнародованы новые стандарты обучения в дошкольных учреждениях.
Впрочем, эксперты говорят, что требования и структура есть уже сейчас, но главная сложность, которую пытается решить рабочая группа, — каким образом проверить у дошкольников освоение стандарта. «Закон «Об образовании», который принят в третьем чтении, предусматривает стандарты в дошкольных учреждениях, которые должны начать вводиться с 1 января 2014 года. Но ключевой вопрос — это измерение результатов. В раннем возрасте тестирование — это не очень допустимая вещь, и к этому вопросу нужно подойти очень взвешенно», — считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Главная интрига в среднем образовании — удастся ли удержать зарплату учителей на уровне средней по экономике региона.
Пока что Минобрнауки рапортует, что во всех регионах повышение идет по плану и субъекты справляются с этой задачей, но эксперты говорят, что ситуация начала выходить из-под контроля. «По зарплате учителей данные очень противоречивые. Перед выборами подкинули денег из федерального бюджета, но теперь регионам нужно привлекать свои собственные средства. Есть информация, что число регионов, способных удерживать учительскую зарплату на уровне средней по экономике, сократилось на 20%. В среднем по стране зарплата учителя сейчас равна 70% от заданной планки. По поводу следующего года прогноз неутешительный: по данным Счетной палаты, не хватает 50 млрд рублей для того, чтобы выполнить все обязательства по зарплате и льготам. Хотя Минобрнауки и утверждает, что всего хватает. Все это приведет к тому, что увеличится нагрузка на учителя», — рассказал «Газете.Ru» заместитель комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.
Cо следующего года в отдельных школах начнется в экспериментальном порядке введение стандартов для учеников средних классов — с пятого по девятый, которые предполагают совершенно иной подход к обучению.
«Новые стандарты исключают такую повинность, как учил — не учил, посещал — не посещал. Главный вопрос — способен или не способен, умеешь или не умеешь, — говорит директор центра образования «Царицыно» № 548, член Общественной палаты Ефим Рачевский. — В Москве около сотни школ взялись за апробацию новых стандартов уже с 2013 года, чтобы посмотреть, какие проблемы могут возникнуть, что нужно доработать. В первую очередь регионы должны создать материальные условия для реализации, к тому же нужно подготовить учителей. Мы столкнулись с тем, что многие учителя оказались не готовы к новой школе».
В будущем году чиновники планируют ужесточить контроль за процессом сдачи ЕГЭ: пункты сдачи экзамена оснастят видеокамерами и устройствами, подавляющими сигнал мобильной связи.
В некоторых регионах появятся независимые центры для сдачи ЕГЭ, оборудованные аппаратурой, помогающей контролировать ход экзамена. Если эксперимент пройдет успешно, этот опыт будет внедрен во всех регионах: все идет к тому, чтобы сделать экзамен как можно более независимым от администрации школы и снизить тем самым объемы коррупции.
В самих тестах ЕГЭ будет больше заданий, предполагающих умение анализировать и обобщать информацию. В ЕГЭ по иностранному языку со следующего года планируется ввести устный компонент. Также в следующем году начнется апробация и внедрение компьютерной системы тестирования по информатике и ИКТ (информационно-коммуникационной технологии). К концу 2013 года в Минобрнауки обещают разработать технологию проведения «дистанционного» ЕГЭ: в компьютерной форме экзамен смогут сдать дети-инвалиды или выпускники, проживающие в отдаленных районах.
Больше всего перемен будет в системе высшего профессионального образования.
Столь масштабные изменения происходят впервые за всю советскую и российскую историю вузов. По оценкам Минобрнауки, в ближайшие три года количество госвузов сократится как минимум на 20%, а филиалов — на 30%. Бюджетные средства, которые освободятся за счет уменьшения числа вузов, планируется направить на повышение зарплат преподавателей и улучшение материально-технической базы. Напомним, что в рамках мониторинга вузов, который был проведен в 2012 году, у 136 вузов и 450 филиалов были найдены признаки неэффективности, из них 25 вузов и 226 филиалов было решено реорганизовать. При этом количество бюджетных мест пока что не уменьшается. Во всяком случае, в следующем году выделено столько же, сколько и в 2012 году. Правда, произойдет перераспределение квот по направлениям экономики: увеличение приема по естественнонаучным, физико-математическим направлениям, а также по инженерно-техническим специальностям и в сфере здравоохранения. А вот гуманитарные направления будут серьезно сокращены. Кроме того, преимущество будет отдано сильным вузам и тем, кто готовит востребованные кадры для региональных предприятий.
«Впервые будет организован единый конкурс на получение госзадания, в котором примут участие вузы разных ведомств. Треть мест получат наиболее сильные федеральные вузы, а 70% мест будут распределены между учебными заведениями, привязанными к конкретному региону и потребностям рынка труда. Распределение будет идти по показателям, связанным с качеством приема и с качеством педагогического потенциала, а применительно к магистратуре будут учитываться объем и качество научной работы», — пояснил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Многие представители вузовского сообщества опасаются, что вузы-лидеры заберут львиную долю всех бюджетных мест, но эксперты уверяют, что этого не произойдет.
«И МГУ, и СПБГУ, и Бауманка, и другие ведущие вузы не собираются ощутимо увеличивать заявку, лишь в очень ограниченном круге секторов, максимум на 10—15% от нынешнего уровня приема. Вышка собирается открывать несколько направлений, и по ним будет участвовать в конкурсе на бюджетные места, но наша позиции такова, что не надо расти количественно, а надо развиваться качественно», — считает Кузьминов.
В марте 2013 года должен быть запущен следующий мониторинг эффективности вузов: теперь эта процедура станет ежегодной.
Правда, сами критерии, которые вызвали столько критики, будут изменены. В частности, на своем итоговом заседании Российский союз ректоров предложил включить в методологию мониторинга комплекс критериев, отражающих отраслевую специфику военных, медицинских, транспортных, сельскохозяйственных, инженерных, строительных вузов, вузов культуры и искусства. Также предложено учитывать территориальное расположение вузов, «сформировав механизмы расчета территориальных пороговых значений критериев на основе особенностей социально-экономического развития региона», что особенно актуально для Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа. К участию в мониторинге в 2013 году предложено привлечь все высшие учебные заведения, в том числе частные вузы и вузы военно-промышленного комплекса.