
Цифровые технологии проникали в учебный процесс медленнее, чем в другие сферы жизни: школа – довольно консервативный институт. Однако еще до того, как использование планшетов и компьютеров за стенами класса информатики стало нормой, многие первопроходцы пытались внедрить новшества в привычную классно-урочную систему обучения.
EdDesign Mag продолжает серию статей о гибридной системе образования: мы уже писали о том, как связаны гибридное обучение и образовательное пространство.
Уроки с использованием цифровых технологий проводятся в российских школах уже не меньше 10 лет. И многие из них базировались на идеях автора теории «подрывных технологий» Клейтона Кристенсена.
Руководитель Центра и Ассоциации смешанного обучения и соавтор книги «Шаг школы в смешанное обучение» Наталья Андреева вспоминает, как в 2013 году обратила внимание на курс Института Кристенсена по смешанному обучению на Coursera и инициировала его коллективный перевод на русский язык.
«Исследования Института Кристенсена показались мне крайне интересными, ведь такое обучение помогает подстроить учебный материал под ребенка, передать ему часть ответственности, – объясняет Андреева. – Онлайн-среда выступает как новый инструмент организации учебной деятельности, появляется возможность персонализации учебы, не меняя количество детей и учителей в классе».
Клейтон Кристенсен (1952-2020) – американский ученый, которого The Economist называл «самым влиятельным мыслителем в области менеджмента своего времени». Кристенсен разработал теорию «подрывных инноваций», анализирующую то, как новые технологии кардинально меняют расстановку сил на рынке. Примеры «подрывных инноваций» – это телефон (вытеснил телеграф), пароход (заменил парусные суда) и так далее.
В 2008 году Кристенсен выпустил книгу «Прорывной класс: как инновации изменят способ обучения в мире» о трансформации образования с помощью цифровых инструментов. Основанный им Институт Кристенсена (сейчас учреждением руководит дочь Клейтона Анна) сформулировал основной принцип смешанного обучения: это формат, когда школьники сочетают очную работу с учителем и самостоятельное прохождение программы онлайн, хотя темп и траектория учебы могут частично контролироваться взрослым. Важно, что оба способа интегрированы друг в друга.
Вот какие основные модели такого обучения представил Институт Кристенсена: ротация и ее подмодели (ротация станций и лабораторий, индивидуальная, перевернутый класс) и гибкая модель.
- Ротация станций. Ученики во время урока чередуют «станции» (зоны и способы деятельности в кабинете, как правило, их три) по фиксированному графику: треть урока работают на компьютерах или планшетах, треть – с учителем напрямую, треть – в проектных группах. Индивидуальная ротация подразумевает, что школьник меняет станции по собственному графику.
- Ротация лабораторий. Часть уроков (по различным предметам, не только по информатике) в школе проводится в компьютерном классе или в любом кабинете на планшетах, часть – учителем обычным способом.
- Перевернутый класс. Школьники изучают новый материал дома с помощью онлайн-курсов, а на занятиях разбирают его с учителем, например, в формате дискуссий. Так экономится время, которое обычно тратится на объяснение новой темы на уроке.
- Гибкая модель. Работа учеников по индивидуальной программе и расписанию, где преобладает самостоятельное изучение материала онлайн. При этом учеба проходит в кампусе школы, учащиеся могут объединяться в группы по уровню знаний и для проектов, педагоги обеспечивают их сопровождение.
Согласно исследованию McKinsey & Company от 20 до 40% времени учителя тратят на деятельность, которую можно автоматизировать с помощью технологий. Это высвобождает около 13 часов в неделю, которые учитель может посвятить деятельности, приводящей к более высоким результатам учащихся.
Заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии № 210 «Корифей» Мария Калужская рассказывает, что в их школе четвертая часть педагогов включает в занятия системную работу с цифровыми сервисами – на информатике, физике, географии, иностранных языках, в начальных классах.
«Не нужно путать цифровизацию и оцифровку»
Мария Калужская полагает, что планшет вместо учебника не является элементом цифровизации обучения, если урок остаётся монологическим и фронтальным.
Настоящий гибрид предполагает новый дизайн программ и занятий, интерактивность, совместное создание цифровой среды. «Нужно менять методики обучения, но при этом помнить, что любые новации со временем приедаются, – говорит эксперт. – Важно, чтобы методики вели к единой образовательной цели, поэтому у детей нужно формировать и культуру письма от руки, и уважение к бумажным книгам и музейным урокам, и привычку слушать учителя на занятиях, тогда всё это можно совмещать с цифровыми технологиями», – говорит Калужская.
Александр Гулин считает, что эффект от смешанного обучения в целом не очень велик: по его мнению, работа в команде и обратная связь учителя работают значительно лучше. Но формат смешанного обучения позволяет эффективней подтянуть неуспешных школьников до среднего уровня, так как учитель не тратит время на рутинные процессы опроса на уроке, а посвящает его точечной работе с учениками.