Кто такой образовательный технолог

20 июня 2024

О гимназии / О нас пишут

Автор: Людмила Егоршина, EdDesign Mag

Кто такой образовательный технолог

Полное название статьи - "Образовательный технолог, тьютор и искусственный интеллект — кто работает в современной школе". Что делает образовательный технолог, чем занимаются тьюторы и психологи, а также как применять в школе ИИ — в очередном материале журнала EdDesign Mag (июнь 2024 г.).

Современное образование совершает «прыжок тигра», пытаясь успеть за стремительно меняющимся миром. В школах появляются новые профессии, а функциональное наполнение старых меняется.

Образовательный технолог

«Образовательный технолог работает на стыке образования и информационных технологий, стараясь улучшить качество обучения», – объясняет Людмила Рождественская, занимающая эту должность в Таллиннской Кесклиннаской русской гимназии (Эстония).

Задачи образовательного технолога – интеграция новых технологий в учебный процесс. Создание онлайн-курсов и программ, обучение и поддержка сообщества учителей (консультации, тренинги, помощь в разработке уроков), анализ данных с целью повышения эффективности обучения, отслеживание новых тенденций в цифровом мире и внедрение их в школу, администрирование и оптимизация использования платформ LMS (систем управления обучением). «Эта работа требует большого числа навыков как в педагогике, так и в информационных технологиях», – говорит Рождественская.

В Эстонии еще в 1996 году была запущена государственная программа под названием «Tiigrihüpe» («Прыжок Тигра»), чтобы внедрять новые технологии в образовательный процесс. Тогда абсолютно все школы получили компьютеры и подключение к интернету, работе с компьютерами обучать пришлось не только детей, но и педагогов.

«Была создана база для интеграции цифровых технологий в образование, школам потребовались люди, которые, по сути, стали менеджерами этого процесса. Так появилась профессия образовательного технолога», – объясняет Людмила Рождественская.

Она взяла на себя эти обязанности в 2009 году в Таллиннской русской гимназии, где работала учителем математики. Официальная ставка «образовательного технолога» появилась в период ковидного дистанта в 2020 году. Магистерские и бакалаврские программы по данному профилю уже есть в Тартусском университете, Таллинском университете и Хаапсалуском колледже.

В России официально профессии образовательного технолога пока нет, однако в отдельных школах специалисты подобного профиля востребованы.

«У нас прогрессивная школа в плане технологий, – рассказывает заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии № 210 «Корифей» (Екатеринбург) Мария Калужская. – Все управление и документооборот осуществляются в цифровом формате с начала 2000-х годов, уже 20 лет мы работаем в среде Google, где проводим опросы, встречи, презентации и занятия, недавно начали осваивать “Сферум” и другие отечественные сервисы».

В 2013 году в гимназии был создан методический центр «Мобильный Корифей», который занимается цифровизацией обучения. «В 2019 году как раз перед пандемией мы участвовали в конкурсе инноваций в образовании (КИвО) под эгидой НИУ ВШЭ, где представили проект “Школа образовательного технолога” и прошли в финал», – вспоминает Мария Калужская. Хотя многие говорили, что профессия эта для школ вовсе не актуальна.

«Зато когда начался карантин в 2020 году, гимназия прошла дистант без потери качества, а методисты “Мобильного Корифея” провели больше сотни вебинаров по организации онлайн-обучения для всей страны, чтобы учителя не просто включали камеру в zoom и вещали, а могли, например, разделить школьников на группы, провести командный турнир, квест, дать творческие задания, чтобы ученики сняли короткое видео по определенной теме и потом устроили показ», – рассказывает Калужская.

Читать полностью.