Гибридный формат. Почему офлайн-школы идут в онлайн.

18 марта 2024

О гимназии / О нас пишут

Автор: Людмила Егоршина, EdDesign Mag

Гибридный формат. Почему офлайн-школы идут в онлайн.

Статья опубликована в журнале EdDesign Mag в марте 2024 г. Она открывает серию статей о технической революции в образовании последних 10 лет.

30 лет назад невозможно было себе представить, что учитель сможет показать ученикам Ниагарский водопад или Египетские пирамиды прямо в классе, сейчас это позволяют сделать очки виртуальной реальности. В эпоху «отсиживания» уроков немыслимым было дистанционное обучение при помощи цифровых устройств, когда учитель и ученики находятся за много километров друг от друга.

Но цифровые технологии кардинально изменили школу, и в годы пандемии эти изменения стали лавинообразными – так или иначе осваивать удаленку пришлось практически всем.

Первый материал посвящен теме смешанного обучения и пространства. Как цифровые технологии помогают школам увеличить пропускные возможности своих зданий, оптимизировать финансовую модель? Что такое колернинги и зачем они нужны? Какие опасности таит в себе обучение полностью онлайн? Ответы на эти и другие вопросы в нашем материале.

Безразмерная школа

Подключение к онлайн-образованию приносит школе ощутимые преимущества и само по себе, без внешних побуждений. «Создание «цифрового кампуса» позволяет использовать бренд школы, чтобы масштабировать бизнес и привлекать больше детей, чем физически может вместить здание, – рассуждает заведующий лабораторией управления школой Института образования НИУ ВШЭ Константин Серегин. – Так можно выстроить более устойчивую финансовую модель и использовать заработанные на онлайн-направлении деньги для инфраструктуры и роста».

Руководитель проекта «Заочка» в Новой школе Дмитрий Зеливанский рассказывает, что направление задумали еще до пандемии, во-первых, с целью расширить доступ в популярную школу, где свободные кабинеты появляются не раньше 15.00, а во-вторых, запустить гибкий инновационный формат обучения.

Направление предназначено для 5−9 классов, сейчас в нем 53 ребенка. Педагоги и программа в «Заочке» те же, что и в очной школе, но уроки идут утром в онлайн формате, а после обеда и по субботам можно приезжать на колернинги, консультации с учителями и дополнительные занятия. Идея в том, что важна школьная среда.

В «Заочке» меньше уроков по сравнению с очной школой (2-3 урока в день вместо 6-8) и ниже стоимость обучения, больше акцента на самостоятельность учеников, рассказывает Зеливанский. Все онлайн-курсы детально проработаны учителями Новой так, чтобы можно было учиться самостоятельно. Работа ведется на платформе Google Class.

В 2023 году у Новой появилась также «Старшая школа «Микс» для 10−11 классов (пока только 15 учеников в 10 классе), где комбинируются очные и онлайн-уроки по индивидуальному учебному плану. Здесь офлайн-занятий (профильных и для сдачи ЕГЭ) во второй половине дня значительно больше, и часть из них является обязательной для посещения.

Иногда школы используют возможности удаленного образования, не создавая полноценного онлайн-отделения. Такие уроки помогают разгрузить пространство или перевести на дистант по необходимости очных учеников.

«У нас небольшое здание, в котором хочется сохранить одну смену, а число учеников растет, и уже сейчас на 2800 м2 приходится 500 детей, – говорит заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии № 210 «Корифей» Мария Калужская. – Каждый квадратный метр дорог, мы и так все помещения, даже подсобные, переделали под кабинеты и коворкинги».

Поэтому примерно пятую часть учебного плана старшие классы проходят в цифровом формате: раз в неделю проводятся онлайн-уроки (синхронное общение с педагогами) по общеобразовательным и непрофильным предметам.

Нововведению обрадовались не все. «Хотя наша школа и передовая в плане IT-технологий, отдельные родители выступают против онлайн-занятий, считая, что теряется качество усвоения материала», – рассказывает Калужская.

Тем не менее, в сентябре 2023 года в «Корифее» открылось заочное отделение. Примерно третья часть занятий идёт на платформе Cберкласс, остальные – на МЭО. Контрольные и экзамены ученики сдают очно, а также при необходимости приходят в гимназию для консультаций с учителями, занятий в кружках, участия в мероприятиях.

Цифровые технологии раскрепостили школу, но и поставили перед педагогами и родителями ряд проблем.

«Это тенденция в стране и в мире – школьники переходят на домашнее и заочное обучение, – объясняет Мария Калужская из “Корифея”. – Сложность онлайн-обучения в том, что традиционная система образования предполагает ответственность школы за успехи и неудачи ребенка, в ней преобладают контроль и негативная мотивация. В заочном обучении ученики сами отвечают за свой результат, поэтому «выпадают», если недостаточно мотивированы и организованы».

Читать полностью.