Сегодня проект уже на всех парах мчится по рельсам: он представлен на нескольких всероссийских площадках (таких, как всероссийский форум в Артеке и Международный фестиваль молодёжи и студентов в Сочи), принят на «ура» Министерством образования Свердловской области и активно набирает участников очных сессий.
Скажем больше: прошедшие «Школы вожатых» породили настоящий аншлаг, а на должность вожатого в Интеллект-школе «Корифей плюс» уже давно проводится серьёзный конкурс.
В чём же «соль» инициативы и почему сегодня подготовка вожатых встречает такой интерес как социальных институтов, так и конкретных молодых людей – студентов и старшеклассников?
Сегодня в России реализуется множество программ подготовки вожатых, однако вожатская работа понимается как второстепенная по отношению к основной деятельности лагеря. Авторы проекта уверены, что компетентный вожатый может стать ключевой фигурой в создании воспитательной среды, а команда вожатых – задать тон любой программе.
В советские годы в рамках пионерского движения сложились сильные традиции вожатской деятельности, сформирован образ вожатого как лидера, ведущего за собой. Однако идеологическая основа вожатства утрачена, а вместе с ней – многие эффективные инструменты формирования и сплочения детских коллективов. Изменились формы организации детского отдыха: сегодня предлагается масса вариантов – от оздоровительных лагерей до выездных образовательных программ-погружений. Позиция вожатого востребована везде, но уже не в лидерском, а, увы, совсем другом – вспомогательном – качестве.
В апреле 2017 г. в Ульяновске состоялся I Всероссийский форум вожатых, обозначивший проблемы отсутствия методической системы и единых требований к подготовке вожатых в РФ. Эксперты форума (в частности, Н.А.Евлешина, к.п.н., доцент УГПУ) отметили, что в учебных планах вузов нет ни такой дисциплины, ни специальных практик, а специфика работы вожатых требует особой подготовки, отличной от общепедагогической.
Практически отсутствуют свежие научные исследования проблем организации детского отдыха, предлагающие актуальные модели воспитательных систем. Типичные программы подготовки вожатых (организованные на базе туристических компаний, лагерей отдыха и центров ДО, педагогических отрядов при вузах в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Хабаровске, Саратове и др.) выполняют локальные задачи и готовят вожатых, в основном, как: 1) игровиков-аниматоров; 2) помощников воспитателей либо преподавателей 3) тренеров-бойскаутов. В редких случаях идёт подготовка вожатских команд, способных предлагать свои модели организации воспитательной среды.
Во всероссийских детских центрах («Орлёнок», «Артек», «Сириус» и др.) действуют свои вожатские школы, но в целом по стране ситуация с вожатским корпусом плачевная. И разрыв между лучшими и «обычными» лагерями с годами только усиливается. Чаще всего отбор вожатых для летней оздоровительной кампании проводится стихийно; отсутствие мотивации и низкая квалификация работников становятся серьёзной проблемой и угрожают безопасности детей. Компетентных вожатых не явно не хватает, в то время как объёмы организованного детского отдыха в стране ежегодно растут.
Команда «Корифея» замахнулась на создание региональной школы вожатского мастерства, чтобы повысить качество воспитательной работы в массовых оздоровительных лагерях и других видах детских каникулярных смен.
В течение года планируется проведение цикла интенсивных краткосрочных курсов подготовки вожатых/вожатских команд + дистанционную поддержку и зачётные стажировки. В итоге молодые люди оперативно овладевают основами вожатского мастерства, ключевыми навыками организации деятельности, сплочения и мотивации временных детских коллективов.
В процессе апробации программы формируются ключевые требования к вожатскому корпусу, т.е. создается единый стандарт подготовки вожатых.
При этом подготовка вожатого понимается прежде всего как программа его личностного роста, формирование образа «успешного вожатого», готового проектировать разнообразные форматы социально-полезной развивающей детской деятельности.
Следовательно, главным качественным результатом деятельности Уральской Школы Вожатых (УШВ) является способность её выпускников самостоятельно проектировать и реализовывать воспитательные и культурно-досуговые программы в зависимости от типов и задач летних школ и лагерей.
Еще одна важная цель УШВ – формирование команд, которые, получив навыки продуктивного взаимодействия, сами смогут предлагать варианты организации целостной воспитательной среды. Лучшие вожатские команды постепенно заявят о себе и станут «изюминкой» смены, даже брендом для детского лагеря.
Отдельно нужно сказать о проектной команде. Во-первых, она молодая (за исключением научного руководителя проекта все разработчики программы и преподаватели не пересекли границу 25-летнего возраста). Во-вторых, она родилась и окрепла за 10 лет работы Интеллект-школы «Корифей плюс»; отдельные ребята начинали ещё учениками, а потом выросли до вожатых и «вожатых вожатых». Отработана успешная модель вожатской работы – та самая, при которой эта позиция становится ключевой, и главным организатором детской деятельности выступает именно вожатый. В-третьих, несмотря на молодость, команда уже имеет опыт проведения вожатских школ (в том числе, выездных) и успешного участия в различных конкурсах.
Анастасия Анкудинова, Сергей Сеченов, Семён Зорин, Андрей Ахахлин – мы уверены, что вы ещё услышите имена этих энергичных, творческих и неравнодушных людей. Кстати, они все работают в школе, хотя сначала закончили академические вузы. В педагогику их привела вожатская юность. Без детских голосов, вечной суеты и совместного образовательного кайфа они уже просто не могут жить) Вокруг них сплотился целый молодёжный коллектив, тоже готовый на педагогические подвиги. Поэтому очень надеемся, что школа вожатых – это ещё и дверь в большую Школу.
Всю актуальную информацию о ходе проекта можно получить на сайте http://leaders.koriphey.ru/ и на страницах УШВ в социальных сетях:https://vk.com/uralshv, https://www.facebook.com/uralshv, https://www.instagram.com/uralshv/.
Статья о реализации проекта "Уральская школа вожатых", опубликованная на сайте инновационной образовательной сети "Эврика" 04.12.2017 г. Источник.