Наш проект направлен на создание мобильной школьной библиотеки как ядра активно читающего школьного сообщества. Его реализация включает целый ряд мероприятий в поддержку чтения, предполагающих использование современных технологии: общий доступ к электронной библиотеке, запись собственных аудиокниг, комплектование библиотечного фонда с помощью читательских рейтингов, QR-кодов и т.д.
Начали мы с разработки нормативной документации, регулирующей деятельность мобильной школьной библиотеки. Параллельно создали проектную группу (команду), в нее вошли учителя начальной школы, представители кафедр информатики, русской словесности и иностранных языков.
С нынешнего учебного года у школьной библиотеки стало гораздо больше возможностей и нет проблем с отсутствием книг в фонде. Мечта сбылась благодаря партнерству с электронной библиотекой «ЛитРес». Каждый ученик теперь может пользоваться каталогом книг с помощью мобильных устройств, причем не только в гимназии, но и за ее пределами.
В течение летних каникул были опрошены гимназисты, их родители и учителя; мы выявили их читательские интересы (в зависимости от возраста) для качественного комплектования библиотечного фонда и закупки бумажных книг художественной литературы.
Начиная с сентября в 1–8-х классах проводились конкурсы чтецов для отбора учеников с выразительной техникой чтения. На грантовые средства в библиотеке оборудована студия звукозаписи для создания книг, лучшие чтецы – дети и взрослые (иногда целыми группами и семьями) – озвучивают любимые книги. С разбивкой и наложением музыкального фона получаются полноценные аудиоспектакли, которые можно слушать дома, в смартфоне по пути в школу или на продленке.
К проекту активно присоединились наши «читающие мамы» (корифейскому проекту «Читающая мама» уже третий год: мамы читают вслух на занятиях, переменах, классных часах и т.д.). Они сами выбирают произведение для озвучивания, дома с детьми тренируются читать выразительно и по ролям и проводят полезные семейные вечера с книгами.
В процессе выполнения проекта у библиотеки «Корифея» появилось множество партнеров – образовательных учреждений, культурных организаций, информационных служб, которые тоже стали победителями конкурса ФЦПРО в 2016–2017 гг. Для взаимодействия между всеми участниками создана методическая сеть, позволяющая сразу подключить максимум людей со всех концов страны к актуальным событиям. Так, более 40 человек приняли участие в нашем вебинаре «Чтение как основа образовательного процесса». Учителя гимназии поделились эффективными методами и формами работы с книгой на уроках литературы и не только, показали, как повысить мотивацию к чтению у детей начальной школы (О.В. Винокурова, учитель высшей категории, победитель конкурсного отбора лучших учителей РФ). Учитель литературы высшей категории, заведующая кафедрой русской словесности Н.Р. Никитина продемонстрировала возможности интеллектуальных игр для формирования читательского интереса у детей среднего и старшего школьного возраста. Учитель информатики, куратор проекта «Мобильный Корифей» Т.В. Русских познакомила слушателей с приложением Bookcreator для создания электронного читательского дневника.
В рамках проекта проводятся не только дистанционные мероприятия, но и очные встречи. В сентябре состоялась читательская конференция «Современная модель школьной библиотеки» с участием специалистов ШБ из Екатеринбурга и Свердловской области. На конференции были подняты такие важные вопросы, как профессиональный стандарт педагога-библиотекаря, электронный школьный каталог, электронные книги и учебники, а также читательские проекты города.
Изначально при написании конкурсной заявки срок реализации проекта был рассчитан на один календарный год. Договорные обязательства предписывают нам выполнить всю работу за шесть месяцев, что сильно повышает интенсивность работы, отнимает больше времени, организационных усилий и творческих сил ежедневно. Мы вынуждены экологично встраиваться в образовательный процесс, не ломая его логики, поэтому проводим больше локальных акций (в одном классе, параллели), активно работаем с читателями в каникулы: получаем обратную связь, составляем рейтинги, даем индивидуальные задания.
Приятно видеть, что с момента работы над проектом посещаемость школьной библиотеки возросла на 20%. Теперь сюда заглядывают не только ученики начальной школы и подростки, но и взрослые. Библиотека превращается в настоящий центр семейного чтения, за что огромная благодарность учителю литературы начальных классов О.В. Винокуровой.
С каждым днем растет процент запросов в электронной библиотеке. Более трети от общего состава гимназистов (более 200 человек) получили запрошенные электронные книги на свои мобильные устройства. И уже к новому году будет возможность составить список самых популярных и востребованных книг из каталога «ЛитРес: Школа».
Замечательно, что совместно с библиотечный проектом работает школьный проект «Мобильный Корифей»: к нашей деятельности активно подключились ребята из команды Genius – молодые IT-специалисты по современной технике Apple. Среди них ученик 10-Б класса, проделавший огромную работу по настройке студийного оборудования и монтажу аудиокниг. Работа над созданием аудиокниг продолжается (кстати, одними из первых свои любимые книги прочитали вслух основатели гимназии – директор А.А. Бабетов и заместитель директора М.В. Калужская).
К концу 2017 года ожидается поставка современной художественной литературы для разных категорий читателей. Скоро мы приступаем к съемке видеоролика о самых интересных этапах реализации проекта; в нем будет много живых интервью с участниками, отзывов и устных рецензий на прочитанные книги, а самое главное (надеемся) – ролик передаст общую атмосферу энтузиазма и дружного интереса к «вкусному» современному чтению!
Юлия Павловна Абдулина,
заведующая библиотечно-информационным центром гимназии № 210 «Корифей»
(г. Екатеринбург)
Статья о реализации проекта "Мобильная библиотека", опубликованная на сайте инновационной образовательной сети "Эврика" 30.11.2017 г. Источник