Персонализированное обучение: миф или реальность?

12 апреля 2020

Мастерская / Статьи

Автор: Лариса Старцева

Персонализированное обучение: миф или реальность?

Статья опубликована в журнале "Вестник образования" за март 2020 г.

С сентября 2019 года екатеринбургская гимназия «Корифей» включилась в проект по персонализации образования. Сейчас в России она апробируется в 10 регионах. В Свердловской области в данном направлении работают 4 образовательных организации.

Персонализированное обучение направлено на результат каждого ребенка, а не на затраты времени педагога и темы, формально «пройденные» классом. Оно дает ученику право выбора: уровня изучения предмета, темпа освоения материала, форм изучения (самостоятельно, при помощи учителя), учит ставить цели, находить пути достижения, анализировать полученный результат. Таким образом, обучение идет от ученика, от его запросов, интересов и результат обучения становится более осознанным.

Традиционная система оценивания, существующая в школе, не создает условия для развития, творчества, анализа. Она демотивирует учащихся. Ребенок либо боится, что будет сделано что-то не так и появится плохая отметка, либо считает: раз отметки нет, то нет и смысла что-то делать.

У современных педагогов, нацеленных на повышение мотивации ребенка, имеется острая необходимость что-то менять, находить какие-то альтернативы. Одна из них – это персонализированное обучение. Внедрение этой модели образования входит в цели национального проекта «Образование» и осуществляется в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.

С сентября 2019 года екатеринбургская гимназия “Корифей” включилась в проект по персонализации образования. Сейчас в России она апробируется в 10 регионах. В Свердловской области в данном направлении работают 4 образовательных организации.

Персонализированное обучение направлено на результат каждого ребенка, а не на затраты времени педагога и темы, формально «пройденные» классом. Оно дает ученику право выбора: уровня изучения предмета, темпа освоения материала, форм изучения (самостоятельно, при помощи учителя), учит ставить цели, находить пути достижения, анализировать полученный результат. Таким образом, обучение идет от ученика, от его запросов, интересов и результат обучения становится более осознанным.

Сразу возникает вопрос: как измерить результат каждого ученика? В персонализированном обучении нет отметок, а есть уровни освоения учебного модуля. Каждый модуль начинается с ключевой (стержневой) идеи, которая становится центром планирования.

Планирование учебного курса в персонализированном подходе – краеугольный камень. Ученикам должно быть понятно, как достижения связаны с начальной точкой обучения, видна их ценность и логика. Иначе развить ответственность за результат и осознанность в действиях будет просто невозможно. Поэтому под планированием мы понимаем педагогический дизайн и создание опыта.

Когда мы планируем уроки, то используем правило «трёх китов»:

  • думаем об учебных результатах (curriculum expectations) – они должны быть гибкими и чуткими к самым разным потребностям учеников;
  • обращаемся к оцениванию (assessment), сочетающему формирующие и суммирующие аспекты;
  • размышляем над подачей материала (delivery), включающей в себя методы, технологии, контекст обучения.

Проблема планирования заключается в том, что не всегда ясно, с чего начать. Как связать все элементы воедино? Как убедиться, что все «киты» проработаны одинаково хорошо? Ответ на эти вопросы – обратное планирование (backward design). Это не педагогическая философия, не образовательная технология, а именно каркас для дизайна учебных курсов. В этом подходе мы идём от конечных результатов и опыта к содержанию и заголовкам учебников, а не наоборот, как чаще всего и бывает, поэтому – «обратное». Говоря об источниках обратного планирования, чаще всего ссылаются на книгу американского исследователя Ральфа Тайлера Basic principles of curriculum and instruction, изданную в 1949 году. Хотя идеи, лёгшие в основу, прослеживаются и у более ранних авторов в 20-е и начале 30-х годов, в том числе советских. Сегодня самое полное и системное описание можно найти в книге Гранта Виггинса и Джея Мактая Understanding by Design (Понимание через проектирование).

Покажем, как работает этот подход на примере из практики. Сухие формулировки учебников бесследно исчезают из памяти. Может быть, поэтому носители русского языка почти не уделяют внимания теме речевого этикета в английском. В требованиях к образовательным результатам из ФГОС читаем: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка. Такая формулировка требует переработки как для учителя, так и для ученика: с одной стороны, она слишком обширна, а с другой – не побуждает к действию, не показывает возможность применить достижение.

При разработке «первого кита» (результаты) облекаем её в форму ключевой идеи для всего учебного модуля: Вежливость – ключ к эффективной коммуникации. Она поможет тебе наладить деловые и дружеские связи, продвинуться по карьерной лестнице. Нельзя «механически» перенести нормы вежливости из русского языка в английский. При общении на английском языке используй косвенные вопросы. Идея ясно транслирует ожидания учителя и показывает ученикам, как пригодится им.

Второй шаг – продумать оценивание. На этом этапе ситуация для учителей иностранных языков проще: итоговым заданием, через которое ученики продемонстрируют свое понимание и применение, может стать участие в игровой ситуации, например, диалог между носителем и туристом. Для подтверждения и обратной связи к такому заданию обязательно должны быть разработаны и согласованы с учениками критерии по нескольким аспектам. Здесь стоит разработать шкалу уровней освоения учебного модуля: что должно быть сделано на целевой уровень 3.0 (стандарт), что будет ниже (2.0) или выше (4.0) этого уровня (так называемая шкала Марцано). Так, каждый ученик, понимая ключевую идею, получает возможность выбирать темп и уровень освоения модуля. Подробнее о составлении шкал – ниже.

И только в самом конце наступает время третьего шага, с которого традиционно начинают планирование, – разработка отдельных уроков для учебного модуля, а также загрузка материалов на цифровую платформу. Здесь обязательно должна быть включена работа с ключевыми вопросами, работа над развитием УУД, рефлексия и другие приёмы персонализации и работы с платформой.

В общих чертах так выглядит один из видов педагогического дизайна – обратное планирование. Он позволяет создавать учебные модули и курсы в целом, ничего не забыв и не пропустив. Это как раз то, что нужно для создания (1) персонализированного образовательного опыта и (2) видимых для учеников, учителей и родителей результатов обучения.

Следует отметить, что обратное планирование не обязательно использовать только для персонализации. Так могут работать все учителя, хотя большинство коллег до сих пор «по старинке» занимается планированием отдельных уроков, а не модулей в целом.

Приведём ещё несколько примеров ключевых идей. Они были сформулированы педагогами Гимназии «Корифей» и легли в основу учебных модулей:

  • Физика. Тема «Давление газов». Ключевая идея: далеко не всё в мире можно увидеть. Правильно поставленный эксперимент позволяет доказать существование невидимых явлений. Давление газа нельзя увидеть, но можно почувствовать. Оно влияет на твою жизнь: от погоды и здоровья до вечеринок с друзьями.
  • Английский язык. Тема «Профессии». Ключевая идея: многие знаменитости прошли длинный путь до того, как стали известными. Работа в прошлом и настоящем не определяет твоё будущее. Время Past Simple поможет рассказать о том, кем раньше работал твой кумир.
  • Русский язык. Тема «Имя числительное». Ключевая идея: склонение числительных – высший пилотаж русского языка. Умение склонять числительные – это VIP-навык, доступный немногим, но те, кто им овладевает, может выражать свои мысли свободнее и красивее.
  • Математика. Тема «Пропорция». Ключевая идея: в реальном мире многие величины и явления взаимосвязаны. Эта связь часто не очевидна: если уменьшаем одну величину, то другая может тоже увеличиться (прямая зависимость) или уменьшиться (обратная зависимость).

Итак, когда ключевые идеи сформулированы для каждого модуля курса, планируемые достижения учеников должны быть шкалированы по 4-м уровням. Это аналогично пирамиде Блума: знание, понимание, применение, анализ и синтез, то есть похоже не то, с чем мы работали еще при реализации старых образовательных стандартов. Только в персонализированном обучении уровень применения знаний у каждого ученика свой, в зависимости от поставленной цели не учителем, а самим ребенком.

Казалось бы, используя знакомую таксономию Блума, очень легко составить шкалу по любому предмету. Но когда начинаешь с учеником работать на практике, находишь множество корректив, которые необходимо внести, чтобы шкала стала точной, конкретной, измеримой и понятной ребенку. Приведём несколько пример шкал для 7 класса, которые уже апробированы нами на практике.

Шкала по физике, тема: «Сила Архимеда».

4.0

Решает задачи повышенной сложности, олимпиадные задачи, проектные задачи.

3.0

Знает:

- причину возникновения силы Архимеда

- вывод формулы закона Архимеда

Умеет:

- анализировать качественные задачи на применение закона Архимеда

- решать расчетные задачи на применение закона Архимеда

2.0

Знает:

- формулу для расчета силы Архимеда

- условие плавания тел

Умеет:

- применять закон Архимеда для расчета выталкивающей силы

- выполнять лабораторную работу на экспериментальное определение силы Архимеда

1.0

Знает:

- определение силы Архимеда

Умеет:

- приводить примеры действия силы Архимеда

Учитель, а главное, сам ученик, видит, как идет продвижение по уровням, получает оперативную обратную связь, может корректировать свою работу и при этом у него нет чувства страха от того, что что-то сделано неверно. Он знает, что педагог подскажет, поможет. Для этого есть удобный инструмент – платформа Empower. Она содержит необходимые ресурсы (шкалы, задания, средства диагностики и пр.) для реализации учебных целей на любом уровне с учётом индивидуальных запросов ученика и организации совместной деятельности, а также аналитические и управленческие инструменты для мониторинга и оценки качества образования его субъектами (учениками, родителями, педагогами, администрацией). У педагога есть возможность создавать плейлисты уроков, учитывая особенности класса в целом и в отдельности каждого ученика. Платформа поддерживает все популярные сервисы: ЯКласс, Google-документы. Легко загружаются видео и аудио файлы. В плейлистах пошагово описано, что необходимо сделать для достижения того или иного уровня. Это очень удобно для детей, готовых самостоятельно идти вперед. Также для тех, кто пропустил уроки из-за болезни или каких-либо соревнований. И для медлительных учеников, не успевающих за общим темпом класса: они не выключаются из процесса, а движутся в своем темпе по заданной траектории.

У родителей также есть доступ к платформе. Они не исключены из учебного процесса; если раньше в электронном журнале они видели только отметки, иногда даже не зная, за что их поставили, то сейчас процесс обучения стал для родителей более открытым и прозрачным. Им доступен весь пошаговый плейлист урока, известно, что и на каком уровне должен освоить ученик в рамках каждой темы. И могут легко сами оценить достижения своего ребенка - нет необходимости в отметке педагога. В своем личном кабинете родители видят не колонки отметок, а уровни освоения темы, которые выделяются цветом.

И здесь диалог между родителем и ребенком переходит на новый уровень. Не «Что ты сегодня получил?», а «Чему ты научился? Что ты теперь умеешь?». И главным становится не отметка, а результат, личный результат ребенка.

В персонализированном обучении вообще нет понятия “отметка”. Но, даже находясь в проекте, мы не можем уйти от традиционной системы оценивания. Она просто меняется. Отметка ставится за контрольное мероприятие в конце изучения модуля. А до этого ребенок тренируется, пробует, корректирует, имеет право на ошибку, консультируется без страха и вереницы двоек за то, что не понял или не сделал по каким-либо причинам. Ушло традиционное «Не сделал домашнюю работу! Два!». Есть план для освоения модуля, а дальше ученик сам принимает решение: что именно делать, в каком темпе, в каком объеме и на каком уровне.

В модели персонализированного обучения полностью трансформируется урок, меняется роль учителя: он становится тьютором, фасилитатором. В основе урока лежит активная деятельность ученика совместно с одноклассниками или товарищами по проектной группе. Большую роль в процессе обучения приобретает командная работа. Это уже не дань моде, а потребность и необходимость.

Перезагрузить урок и повысить учебную мотивацию современных детей не так-то просто. Для этого требуется немало усилий и времени. Но уже сейчас мы можем со знанием дела утверждать, что персонализированное обучение – это не миф, а реальность. Реальность дня сегодняшнего и будущего.

Подробнее о персонализированном обучении – вебинар Л.В. Старцевой «Персонализированное обучение: как правильно начать и не набить шишек?» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=n3IcRYR4Viw

ИСТОЧНИК: "Вестник образования", март 2020