
- Что ты хочешь?
- Я хочу убить время.
- Время очень не любит, когда его убивают.
(Льюис Кэролл)
Часто мы, педагоги, попадаем в парадоксальную ситуацию: освоив сотни способов организации детской деятельности, управления мотивацией, настроением и т.п., не можем (или не хотим?) применить их для проведения собственных встреч и совещаний. И снова - год за годом - видим перед собой на педсоветах говорящие головы, столбики статистики на безликих презентациях и по три часа не поднимаемся с насиженных стульев.
Признайтесь честно, приходилось дремать в заднем ряду? Или проверять почту в смартфоне? Болтать с соседкой? Всё равно никаких сюрпризов от педсовета не ожидается. Формально завершим год - потом формально начнём. Хорошо, если сразу после собрания хотя бы накроют стол для коллектива…
Разумеется (и к счастью) эта картина – не всеобщая. В соцсетях одобрительно смотрю на бодрые отчёты коллег: где-то играют, где-то “штурмят” или дискутируют; успевают и подвигаться, и творчески подойти к решению важных вопросов работы школы.
Истина очевидна: Большие общие собрания забирают время у многих людей одновременно, а время сегодня – ключевой ресурс. Просто “убивать” его неправильно.
Поэтому предлагаю ответить на несколько вопросов:
- Сколько (в среднем) длятся педагогические советы (совещания) в вашей школе?
- Есть ли заранее объявленный регламент отдельных частей и всего мероприятия, чтобы участники могли планировать свой день?
- Соблюдается ли регламент? Или частенько затягивается?
- Предусмотрен ли перерыв?
- Сколько времени отводится на озвучивание “отчётной” информации, которую можно просто разослать?
- В течение скольки минут (часов) участники совета сидят без движения?
- Какую часть собрания занимают динамические активности?
Часто бремя проведения педсовета ложится исключительно на плечи руководителей: особо ответственных завучей и замов, которые стараются, но часто не удерживают временные и содержательные рамки. Не “заткнёшь” ведь рот директору, который вместо 15 минут проговорил все полчаса. А тут ещё надо поздравить юбиляршу, которая тоже оказалась словоохотливой, да ещё и спеть решила…
На самом деле педагогический совет - это коллегиальный орган управления образовательной организацией. И готовить (а затем проводить) его надо коллегиально, практически всем миром. В нашей гимназии ведущими часто выступают молодые педагоги, а за отдельные части совета отвечают разные кафедры. Руководителям предлагается выступить в одном из пунктов программы - и они подчиняются общей логике: какая тема, что в фокусе, сколько времени говорить, что (возможно) ещё сделать или сказать по сценарию.
А теперь - внимание! 5 лет назад мы решились и пригласили на августовский педсовет представителей советов соуправления – учеников и родителей. Решение далось нелегко, было много возражений (ведь это наша внутренняя “кухня” - зачем её показывать?), но результат превзошёл все ожидания! Такая - расширенная - коллегиальность позволила посмотреть на школьные задачи с разных точек зрения, учесть все интересы и просто услышать друг друга.
Вторая часть собрания прошла в формате командной работы, причём команды были смешанные: администрация, педагоги, ученики, родители. Такого креатива мы ещё не видели!.. Быстро сформулировали тему наступающего года, обозначили приоритеты, распределили задачи и обсудили риски. А главное, получили явный синергетический эффект: всё сообщество настроилось на совместную работу.
Замечу при этом, что вовсе не обязательно делать открытым каждый педсовет. Но 2-3 раза в год создавать площадку для обмена мнениями и генерации идей очень полезно. И основательно ломает стереотипы.
Снова обратимся к документам. Педагогический совет обеспечивает развитие и совершенствование образовательно-воспитательной деятельности, повышение профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников. То есть должен быть принципиально развивающим!
Для этого рабочей группе, занятой подготовкой собрания, нужно задаться ещё одним рядом вопросов:
- Что каждый педагог вынесет из нашего совета?
- Чему он научится?
- Что теперь будет (или постарается) делать иначе?
- С кем успеет повзаимодействовать? В каких активностях поучаствует?
- В каком настроении и с какой мотивацией выйдет из аудитории?
Попробуем применить технологию педагогического дизайна к подготовке нашего мероприятия. Для начала – например, через опрос – изучим главные интересы и потребности коллектива, отдельных педагогов. Сканируем настроение и учтём ожидания (как правило, для итогового педсовета, нужно обеспечить позитивный расслабляющий “выдох”, а для стартового - деловой мотивирующий “вдох”).
Далее сформулируем “большую идею”, или главный месседж собрания: например, мы выходим на новый виток развития. Исходя из общего посыла направляем обсуждение на цели и задачи для каждого (педагоги оформят и представят их сами, нужно только подобрать вид активности). Пишем подробный сценарий: роли ведущих, этапы, задания, опросы, игры и т.д. Предусматриваем содержательную обратную связь: как ближе к концу совещания мы соберём мнения и настроения участников? (эмодзи на флипчартах, выводы на клейких досках, мини-выступления, даже синквейны - всё будет ОК). Усиливаем вовлечённость через разные формы интерактива, в том числе с применением ИИ.
Не забываем о главном! Любое увлекательное мероприятие просто обязано содержать интригу. И создать её нужно до начала мероприятия (инициировать ожидание - через анонсы, вопросы, предвкушение). “Во второй части Педсовета мы разгадаем загадку корифейского Сфинкса, применив новейший приём!”. Ведь школа - живой организм, педагоги - нормальные люди, ждущие отпуска, и важно не просто обсудить с ними образовательные результаты, а вызвать реальные эмоции (через юмор, провокации, азарт, сюрприз, хорошие истории, апелляции к возвышенному и пр.). И – в качестве хорошего итога – дать каждому сильное впечатление/ новую идею/ эффективный инструмент/, которые останутся с участником после завершения педсовета. И станут мостиком к следующему.