ИИ приходит в школу!

27 ноября 2024

Мастерская / Статьи

Автор: Мария Калужская

ИИ приходит в школу!

ИИ приходит в школу!
Публицистический отчёт о всероссийской научно-практической конференции "Искусственный интеллект в обучении: лучшие практики".

Вернее, он уже давно там обосновался - в детских сочинениях, проектах, “домашках”, картинках и презентациях. Сегодня любой 7-классник знает, как превратить нейросеть в поставщика информации - правда, пока не всегда достоверной. Факт налицо: ученики с ИИ на “ты”, а педагоги явно тормозят и даже распознать участие “тайного друга” могут с переменным успехом.

Что же получается? Искусственный интеллект и нейросети уже проникли в разные сферы нашей жизни, а школа пока к таким переменам не готова. Чтобы всерьёз обсуждать технические, методические и этические аспекты применения нейросетей, нужно понимать их природу, возможности и ограничения. То есть иметь практический опыт. Поэтому обучающие курсы, семинары и конференции по использованию ИИ в сфере образования сегодня очень популярны и востребованы.

Екатеринбургская гимназия “Корифей” давно известна в России как одна из самых продвинутых цифровых школ. Живой мобильный сайт и социальные сети, смешанное и гибридное обучение, онлайн школа, а в управлении - освоение системы CRM и распределённый проектный офис - всё это ступени корифейской истории, а теперь пришло время освоить искусственный интеллект!

Сначала руководители гимназии планировали обучить своих педагогов и организовать в осенние каникулы что-то вроде курсов повышения квалификации. Кинули клич в группу “Цифровые учителя” ВК - и встретили активный отклик. Целых семь амбассадоров цифрового образования, известных на всю страну звёздных учителей и пионеров внедрения ИИ в разные предметные области, согласились приехать в Екатеринбург и провести практические занятия по самым разным направлениям - от методической работы до системы оценивания и сопровождения индивидуальных проектов.

Стало понятно, что скромные курсы превращаются в масштабную всероссийскую конференцию под названием «ИИ в обучении: лучшие практики» для руководителей и учителей общеобразовательных школ. Даты проведения наметили ещё в августе - 30-31 октября (как раз в каникулы), и сразу же началась работа по подготовке мероприятия.

Интерес к теме оказался ожидаемо большим, но не все могли добраться до Урала. Поэтому организаторы решили предлагать коллегам онлайн-формат участия, т.е. конференция тоже стала гибридной.

Всего заявилось более 200 педагогов из разных регионов страны, часть из них подключилась к прямой трансляции. В столицу Урала приехали руководители известных школ Москвы, Сочи, Уфы, Челябинска, Нижнего Новгорода и не только.

В первый день участники собрались в креативном кластере "Домна" - на площадке Свердловского областного Фонда поддержки предпринимательства (постоянного партнёра и спонсора проектов гимназии), а 31 октября приехали в “Корифей”.

Первый день был посвящён пленарным выступлениям. Кстати, приветствие для гостей конференции составил её главный герой - искусственный интеллект в лице платформы “Perplexity”:

«Дорогие участники конференции!
Я рад приветствовать вас на этом замечательном событии! Меня зовут ИИ, и я здесь, чтобы помочь вам с продвижением в профессии и, возможно, даже немного развлечь!
Как искусственный интеллект, я умею:

  • обрабатывать информацию быстрее, чем вы успеете сказать “где мой кофе?”
  • отвечать на вопросы так же быстро, как вы задаете их (но без необходимости делать паузу на размышления).
  • создавать идеи и вдохновлять вас на новые подходы в обучении — ведь кто сказал, что нейросети не могут быть креативными?

Надеюсь, у вас будет много интересных вопросов — я готов отвечать на них с радостью, мне тоже нужно прокачивать навыки общения».

С утра зал хорошо «разогрели» эксперт по форсайту Анна Михайлова (г. Москва), учитель информатики Татьяна Русских (г. Екатеринбург) и заместитель директора школы № 734 имени Тубельского Наталья Вьюн (г. Москва). После обеда эстафету подхватили учитель-словесник школы № 14 (г. Череповец) Диана Минец и учитель физики и астрономии школы № 35 (г. Кемерово) Екатерина Шинкоренко. Все имена хорошо известны в педагогической среде и встречались слушателями на “ура”.

Аудитория прошла путь от широкого футуристического контекста (и возможного формирования глобального Сверхразума) до применения отдельных платформ и сервисов. А ведущий Егор Жирохов успел провести нейровикторину и организовать битву аргументов за и против ИИ между двумя половинами зала.

Уже в первый день участникам открылись возможности многих полезных платформ и сервисов. Стоит перейти по ссылкам - и можно составить отчёт, разработать план урока, сделать презентацию, создать крутой видеоряд, написать песню…

31 октября в гимназии участники выбирали по 3 из 15 практикумов, обучающих применять нейросети для решения самых разных задач - от рутинных до проектных и творческих. Со своими мастер-классами выступили и несколько учителей “Корифея”, включая директора гимназии Артёма Мамылина: он показал возможности ИИ при составлении репортов - текстовых отчётов об успехах и проблемных зонах учеников по итогам учебных периодов.

А открылась программа второго дня живой дискуссией «Искусственный интеллект в школе - спаситель или терминатор?», в качестве спикеров выступили учащиеся и родители.

Модератор Мария Калужская (она же главный вдохновитель и организатор конференции) задала несколько острых вопросов о роли нейросетей: что они могут и пока не могут делать, догадываются ли учителя о том, кто на самом деле делает «домашку», какой будет школа через 10 лет и т.д.

Самую радикальную гипотезу высказал один из учеников: учителя скоро будут не нужны, т.к. ИИ возьмёт на себя практически все их функции: передачу знаний, подготовку к экзаменам, контроль и обратную связь. Для многих учителей сюрпризом стало признание гимназистов, что они пользуются нейросетями при выполнении "домашки" уже давно. Но 2-3 года назад версии были слабоваты (путались в содержании, странно выражались), а вот сейчас уже можно делать проект или писать эссе с опорой на цифрового помощника.

Интересным получился диалог о возрастных и социальных ограничениях ИИ: ведь если он будет предлагать свои трактовки и принимать решения за ребёнка с ранних лет, у того не сформируются ключевые навыки работы с информацией, преодоления трудностей, общения и т.п.

В итоге и герои разговора, и зрители в зале согласились с очевидным выводом: нейросети всё больше проникают в жизнь, но не должны ослаблять наш разум и заменять здоровую радость от преодоления трудностей их техническим устранением.

Затем стартовали практикумы. Педагоги учились составлять промты, генерировать изображения, технологично и увлекательно преподавать иностранные языки, проектировать уроки с помощью личного цифрового ассистента. В этом им помогали звёздные спикеры Мария Сонина (учитель обществознания, г. Челябинск), Екатерина Шинкоренко, Татьяна Русских и Юлия Емельянова (учитель английского языка, г. Колпашево Томской области - онлайн).

Вторая серия практикумов наглядно показала, как создавать крутые проекты, оживлять литературных персонажей, создавать презентации одним кликом, разнообразить курс математики, быть цифровым классным руководителем и специалистом по методике форсайта.

И всё это благодаря Ларисе Арачашвили (учителю русского языка и литературы, г. Москва), Игорю Веденяпину (основателю международного AI проекта Neuromus) и снова неутомимой и самой популярной (по итогам рейтинга спикеров) Екатерине Шинкоренко.

Затем разным группам выпала возможность подключить нейросети к выстраиванию системы критериального оценивания вместе с Натальей Вьюн, к программированию с Вячеславом Ильиным (учителем информатики, г. Екатеринбург), оживлению образов литературных персонажей с Дианой Минец и к составлению мотивирующих репортов с Артёмом Мамылиным.

Финал получился кратким, но очень тёплым и позитивным. Организаторы поблагодарили спикеров и участников за активность и предложили заполнить итоговые анкеты. Ведущий предложил гостям поделиться впечатлениями (что охотно сделали гости из Уфы, Челябинска, Москвы и Нижнего Новгорода), провёл лотерею и вручил призы, а затем одним движением руки вызвал большую волну бурных аплодисментов.

Конференция завершилась, и участники приняли решение сделать её ежегодной.

Итоги в цифрах

  • Очно собралось 120 человек (не считая спикеров и организаторов), онлайн подлкючалось почти полсотни педагогов.
  • Более 80% участников оценили уровень организации, актуальность содержания и комфортность пребывания на 10 из 10 баллов.
  • Более 80% педагогов готовы применять ИИ в работе, остальные 20% - скорее готовы.

Основные выводы, сделанные педагогами по итогам двух дней:

Давайте пользоваться ИИ во благо своему развитию и обучению детей.

  • Не нужно пасовать: вовлечение педагогов и учеников в новый мир позволит сформировать целостное видение.
  • Не стоит бояться новых технологий, можно сделать ИИ инструментом обучения и показать детям, что его можно использовать не только для списывания.
  • P.S. В написанию данной статьи ИИ использовался дважды: составил приветственное слово и помог с подведением итогов.

А в процессе подготовки к конференции разрабатывал дизайн для фотозон и мерча, готовил рассылки и пресс-релизы, поучаствовал во всех практикумах. То ли ещё будет!..

Источник: "Учительская газета", №8 (11025). 26.11.2024 г.