«Титаник» российского образования тонет в макулатуре
«Образовательная вертикаль не умеет управлять живыми людьми, а способна управиться только лишь с бумажными потоками. В современной России всевозможных отчетов стало больше, чем было в СССР», — говорят учителя. С каждым годом появляются все новые и новые формы и бланки, от бесконечного заполнения которых учителя постепенно превращаются в столоначальников. О какой креативности в образовании может идти речь, если учитель превращен в формалиста, тратящего несколько часов в день только на бумажную работу?
Заместитель председателя правительства Кировской области Александр Галицких на встрече с учителями рассказывал, что хорошие директора, осознающие весь ужас положения педагогов, нанимают специальных людей, в чьи обязанности входит только заполнение всех этих бесконечных бумаг. И мы все понимаем, что к жизни эти документы не имеют никакого отношения. Как пошутила одна моя знакомая завуч, «мы взяли удар на себя. Мы пишем и пишем, чтобы учителя могли учить».
По словам учителя Бориса Старостина, ежегодно педагогу приходится писать практически докторскую диссертацию (около 300 страниц текста), детально составляя рабочую программу, даже если у него новый класс и он не знает своих учеников. Причем программа не должна быть скопированной из официальной, поскольку по итогам проверки Рособрнадзора школа может получить штрафы, доходящие до нескольких сотен тысяч рублей. Впрочем, стоит отдать должное чиновникам, они в большинстве своем бывшие учителя и часто помогают своим коллегам с документами, несмотря на то что качество их работы определяется количеством выявленных нарушений и наложенных штрафов. То есть люди с обеих сторон делают все, чтобы обойти глупости системы.
«Глупые, ненужные проверки и отчеты надо делать явью — открыто публиковать. Надо ясно понимать, откуда идет давление и все эти ненужные запросы... Со временем, может быть, удастся систематизировать все эти глупости и понять, куда наносить «административный удар», — рассказал мне в интервью замминистра образования Игорь Реморенко.
И в этом на самом деле состоит вся тяжесть сегодняшнего нашего положения. Система сложилась таким образом, что учителя вынуждены быть формалистами. И только лучшие, самые идейные всё еще могут преподавать вдохновенно, креативно, влюбляя детей в свой предмет. А ответа, как все это изменить, в Министерстве образования нет.