Родители к сотрудничеству готовы
26 октября 2011
Автор: РИА "Новости"

Родители к сотрудничеству готовы

О роли современной школы в воспитании детей рассказал директор Центра образования № 548 "Царицыно" Ефим Рачевский.

 

В дискуссиях о развитии системы образования, которые проводятся в рамках доработки "Стратегии-2020", много споров вызывает вопрос воспитания. Говорят о кризисе традиционной модели детства, о дезориентации молодого поколения. О роли современной школы в воспитании детей рассказал в интервью РИА Новости директор Центра образования № 548 "Царицыно", член экспертной группы № 8 "Новая школа" Ефим Рачевский.

- Ефим Лазаревич, в ходе доработки "Стратегии-2020" констатировалось, что школа утрачивает свои традиционные воспитательные функции вместе с монополией на образование. Так ли это?

- Уместнее говорить об изменении роли школы в воспитании, а не об утрате каких-то функций, какие должны бы ей принадлежать. Школа сейчас близка к тому, чтобы занять причитающееся ей место в системе воспитания. Большинство родителей наших сегодняшних первоклассников родились в первой половине 1970-х. Это уже новое поколение: в отличие от собственных родителей они уже не считают, что их дело - накормить, обеспечить ребенка кроватью и ранцем, а дальше пусть школа и партия воспитывают. Они хорошо понимают, что воспитание ребенка - в первую очередь, их задача. Они даже готовы научить тому, чему могут, - неслучайно лишь очень немногие первоклассники при поступлении в школу не умеют читать и считать. Мы наконец-то приходим к тому, что основным субъектом воспитания становится семья.

- А роль школы тогда - в чем?

- В школе ребенок проводит как минимум половину дня, а то и больше, учитывая распространение школ полного дня и в России, и во всем мире. Это значит, что школа должна помогать семье воспитывать ребенка в соответствии с ее запросами. Современные родители хотят, чтобы ребенок был здоров и занимался спортом, чтобы был патриотом, чтобы был культурным и в будущем нашел свое место на рынке труда. Отсюда задачи школы - допустим, организовать спортивные секции и мероприятия, причем желательно, чтобы дети могли их посещать вместе с родителями. У нас, например, все соревнования рассчитаны на родителей и детей. Такие секции, конечно, нужно финансировать, но это уже не только к школам вопрос.

Другая задача - профориентация. Наш Центр в этом направлении сотрудничает с семьями. У меня учатся дети разных людей - среди них и летчики, и инженеры, и водители-«дальнобойщики». Раз в неделю волонтеры из числа родителей приходят в школу и рассказывают о своей работе. Иногда мы организуем экскурсии детей на рабочие места людей, готовых предоставить такую возможность. Это даже денег не требует.

Современные родители хотят, чтобы их дети были патриотами своей страны, поэтому у нас в школе, к примеру, организован проект "История моей семьи в истории страны" - дети рассказывают то, что знают о своих бабушках и дедушках, прадедушках и прабабушках, собирают материалы, приносят фотографии, видеозаписи. Это тоже требует только желания родителей, а оно у них есть.

Читать подробнее.