Школы должны обучать двум языкам
15 октября 2011
Автор: РИА "Новости"

Школы должны обучать двум языкам

Проблемы выбора между английским, немецким или французским быть не должно.

 

Во многих российских школах, где второклассников делят на группы для изучения иностранных языков, большинство детей и родителей, как правило, предпочитает английский, группы же немецкого или французского приходится комплектовать принудительно. Новые образовательные стандарты не регламентируют возможность выбора иностранного языка. Ситуацию комментирует руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

- Елена Анатольевна, даже беглый анализ родительских форумов показывает: детей чаще стремятся определить в группу английского языка, а немецкий или французский воспринимают как «наказание». В Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) обратился учитель из Приморья, рассказавший, что в его регионе школы повсеместно отказываются от обучения немецкому языку. Чем объяснить остроту проблемы?

- Тем, что английский - не просто иностранный язык, а язык международного общения. Владение им - условие успешности выпускника российской школы. Шесть-семь лет назад мы проводили исследование. Согласно ему в развитом регионе те, кто владеет английским, в среднем зарабатывают на 20% больше.

Проблемы же выбора между английским, немецким или французским быть не должно. В школах нужно вводить два обязательных языка: английский и по выбору ученика, исходя из возможностей школы. Так делается во многих странах, в том числе - бывшего соцлагеря: в Украине, Польше...

- То есть рынок услуг преподавателей немецкого и французского сокращается?

- Нет, он просто "переформатируется". Дискуссия об обязательности английского в нашей стране началась десять лет назад, и против этой идеи как раз выступали преподаватели немецкого и французского. Но когда я спрашивала того или иного своего оппонента, учат ли они своих детей английскому, те отвечали "да". Многие мои друзья, да и я сама с удовольствием отдали бы детей и внуков во французскую или немецкую школу, зная, что там и английскому тоже научат. Английский можно брать и в качестве второго языка и выучить его на таком уровне, чтобы можно было им пользоваться как рабочим.

- Но хватит ли учителей английского?

- Думаю, да - ведь среди выпускников вузов достаточно тех, кто хотел бы работать в школе, но все места заняты, пожилые учителя продолжают работать.

Учителям французского и немецкого надо бороться не против английского, а за повсеместное внедрение в школах второго иностранного языка. В национальных республиках, где сейчас обязательно изучается родной язык, можно предложить детям выбрать между родным и вторым иностранным. Единственное, чего делать не стоит, - это изучать два языка параллельно со второго класса, а так поступают в некоторых элитных гимназиях. Дети еще малы, языковые нормы у них не устоялись - они будут «тащить» немецкие слова в английский и наоборот. Схема, при которой дети сначала учат один язык, а потом, опираясь на него, второй, на мой взгляд, разумнее.