
Школы должны обучать двум языкам
Во многих российских школах, где второклассников делят на группы для изучения иностранных языков, большинство детей и родителей, как правило, предпочитает английский, группы же немецкого или французского приходится комплектовать принудительно. Новые образовательные стандарты не регламентируют возможность выбора иностранного языка. Ситуацию комментирует руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.
- Елена Анатольевна, даже беглый анализ родительских форумов показывает: детей чаще стремятся определить в группу английского языка, а немецкий или французский воспринимают как «наказание». В Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) обратился учитель из Приморья, рассказавший, что в его регионе школы повсеместно отказываются от обучения немецкому языку. Чем объяснить остроту проблемы?
- Тем, что английский - не просто иностранный язык, а язык международного общения. Владение им - условие успешности выпускника российской школы. Шесть-семь лет назад мы проводили исследование. Согласно ему в развитом регионе те, кто владеет английским, в среднем зарабатывают на 20% больше.
Проблемы же выбора между английским, немецким или французским быть не должно. В школах нужно вводить два обязательных языка: английский и по выбору ученика, исходя из возможностей школы. Так делается во многих странах, в том числе - бывшего соцлагеря: в Украине, Польше...
- То есть рынок услуг преподавателей немецкого и французского сокращается?
- Нет, он просто "переформатируется". Дискуссия об обязательности английского в нашей стране началась десять лет назад, и против этой идеи как раз выступали преподаватели немецкого и французского. Но когда я спрашивала того или иного своего оппонента, учат ли они своих детей английскому, те отвечали "да". Многие мои друзья, да и я сама с удовольствием отдали бы детей и внуков во французскую или немецкую школу, зная, что там и английскому тоже научат. Английский можно брать и в качестве второго языка и выучить его на таком уровне, чтобы можно было им пользоваться как рабочим.
- Но хватит ли учителей английского?
- Думаю, да - ведь среди выпускников вузов достаточно тех, кто хотел бы работать в школе, но все места заняты, пожилые учителя продолжают работать.
Учителям французского и немецкого надо бороться не против английского, а за повсеместное внедрение в школах второго иностранного языка. В национальных республиках, где сейчас обязательно изучается родной язык, можно предложить детям выбрать между родным и вторым иностранным. Единственное, чего делать не стоит, - это изучать два языка параллельно со второго класса, а так поступают в некоторых элитных гимназиях. Дети еще малы, языковые нормы у них не устоялись - они будут «тащить» немецкие слова в английский и наоборот. Схема, при которой дети сначала учат один язык, а потом, опираясь на него, второй, на мой взгляд, разумнее.