Верхи не могут или низы не хотят?
11 июля 2011
Автор: Алексей Леонтьев

Верхи не могут или низы не хотят?

В России реформы без репрессий непопулярны.

 

Нынешнее лето – явно не лето министра образования. Скандалы с Федеральными государственными образовательными стандартами, породившие миф, что скоро в России будет платное образование, скандалы с ЕГЭ – и ранее пассивно наблюдавшее за реформами общество становится активным противником нововведений министерства. Ничего, что на летней Всероссийской конференции по проблемам высшей школы и науки каждый второй выступающий начинал свою речь с критики министерства: конференции для того и проводятся, чтобы критики могли высказаться. Ладно, президент пошутил, что ему хочется кого-то уволить в Министерстве образования: наверное, он хотел подчеркнуть, что проблемы модернизации стоят для него на первом месте (а переход к инновационной модели развития невозможен без кадров). Но то, что на празднике «Алые паруса», когда министр просто поздравлял выпускников с окончанием учебного года, его освистали, ничем иным, как массовой непопулярностью господина Фурсенко, не объяснишь. «Но мы же все равно любим нашего министра образования», – пытался исправить ситуацию глава петербургского Законодательного собрания Вадим Тюльпанов. «Нет!» – дружно отвечали выпускники.

То, что в последние годы все большее количество людей негативно воспринимают деятельность Министерства образования, подтверждают опросы фонда «Общественное мнение». Лишь 12% россиян считают ситуацию в сфере образования хорошей, а число отрицательно относящихся к ЕГЭ за пять лет возросло с 29 до 50%. Эти печальные цифры озвучены в рамках круглого стола Института развития образования ВШЭ, посвященного поиску причин неприятия обществом (его запись выложена на сайте ВШЭ).

Ректоры теряют рычаги влияния, московских школьников лишают «халявы», учителя саботируют из-за недоплат - почему это происходит? «Сопротивляясь реформам образования, общество выработало для себя образ лучшего будущего, которым оказалось прекрасное советское прошлое. Но то, что хочет общество, категорически не совпадает с современными задачами, стоящими перед страной. Поэтому все реформы придется пробивать с огромными усилиями», – считает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Данная фраза, безусловно, достойна отдельного анализа. Это же какая уверенность в правильности решений реформаторов (фактически в своей правоте) должна быть, чтобы всех несогласных обозвать ретроградами и консерваторами, не способными воспринимать проблемы настоящего! Какое интересное понимание принципов устройства Российского государства (официально демократичного) стоит за постулатом о необходимости насильственных преобразований в обществе, за столь явным противопоставлением интересов страны и общества!

Важно другое – то, какие причины неприятия общества выявили для себя реформаторы и какие выводы делают некоторые из них, показывает: они не желают признавать возможную ошибочность собственного пути, признавать, что изменения только ухудшают ситуацию. А ведь это тупик, приговор всем образовательным реформам...