ЕГЭ должен измениться
Общественная палата предложила изменить процедуру ЕГЭ – к 2013 году разделить экзамен на две части, базовую и профильную, записывать на видео сам экзамен и обработку данных, а за подлоги и мошенничество при сдаче ввести уголовную отвественность. Эти предложения в ближайшее время должна рассмотреть президентская комиссия. Члены Общественной палаты предложили дополнить главу 19 Уголовного кодекса РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» статьей 149 (прим), в которой предусмотреть ряд составов преступлений в сфере ЕГЭ, связанных с воспрепятствованием сдаче экзамена, умышленным искажением результатов, нарушением порядка проведения экзамена, фальсификацией экзаменационных материалов и распространением информации о КИМ.
Для удобства и более быстрой оценки результатов было рекомендовано отменить сертификат ЕГЭ на бумажном носителе. «Результаты ЕГЭ хранятся в федеральной базе. Вузы, ссузы могут проверять подлинность заявляемой абитуриентами информации не по сертификату, а по единой базе данных. Это сможет упростить весь процесс и сделает его более быстрым», – обосновал данную рекомендацию Кузьминов.
Но самое главное обстоятельство, которое, по мнению участников «круглого стола», оказывает негативное действие на процедуру сдачи ЕГЭ, это то, что при помощи результатов ЕГЭ в настоящее время оцениваются не только знания школьников, но и качество образования в регионах в целом. «С помощью ЕГЭ пытаются оценивать регионы, губернаторов, министров образования, школы и учителей, а это надо делать другим способом, иначе ситуация становится просто патовой. Наша задача – отделить ЕГЭ от образовательной политики и сделать прозрачную систему, иначе это будет стыд и позор для страны. Возникает идеологическая коррупция: лишь бы были хорошие показатели. Мы уходим от объективной диагностики знаний», – отметил Александр Асмолов. В итоге было решено, что нужно «запретить использование результатов ЕГЭ для оценки учителей, школ, муниципалитетов и регионов. Использование результатов ЕГЭ возможно только для итоговой аттестации, поступления в вузы, ссузы и проведения исследований». Однако никакой альтернативы для определения этого самого качества экспертами предложено не было. Поэтому пока что вопрос, как и по каким параметрам оценивать качество образовательной политики того или иного региона, остается открытым.
Все предложения в ближайшее время будут направлены в Госдуму, Совет федерации, Минобрнауки, Рособрнадзор и комиссию при президенте по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ.