За китайским средним классом не угнаться
Китайский средний класс – наиболее динамично развивающаяся группа населения на Земле. К 2025 году его численность, по прогнозам специалистов, достигнет 800 млн человек, то есть вдвое превысит нынешний уровень. Такие темпы и численность вызывают еще большее уважение, если учесть, что в 70-е годы прошлого столетия среднего класса в Поднебесной не существовало, а в 2002 году, согласно результатам исследования MasterCard, его численность составляла 64 млн человек.
КПК молча приняла рождение и стремительный рост среднего класса, больше всех выигравшего от экономического бума, как позитивный аспект модернизации. В больших китайских городах сейчас нередко можно увидеть длинные очереди. Очереди – явление для Поднебесной не такое уж и редкое, но эти отличаются от прежних тем, что в них стоят хорошо одетые люди и что выстраиваются они не перед продмагами или магазинами дефицитных промышленных товаров, а перед бутиками и китайскими филиалами крупнейших мировых компаний, торгующих товарами роскоши. Представители и представительницы среднего класса стоят в «новокитайских» очередях за дорогими сумочками, винами, духами, модной одеждой, то есть тем, без чего обычный человек легко проживет и что принято называть предметами роскоши.
Прошли времена, когда рынок товаров роскоши ориентировался на китайских долларовых миллионеров, которых сейчас в Поднебесной, кстати, около 900 тыс. человек. Сейчас он переориентирован на бурно растущий средний класс.
Взгляды производителей товаров роскоши прикованы к Китаю, локомотиву, который успешно вытягивает из рецессии этот сегмент экономики. В 2011 году состоятельные китайцы купят дорогих товаров на 30% больше, чем в прошлом. Растут продажи товаров роскоши и в Старом Свете. В 2010 году они выросли на 6% по сравнению с предыдущим годом, но немалая доля роста приходится на состоятельных туристов из богатых развивающихся стран, в первую очередь все тех же китайцев и индийцев.
Нигде уверенность китайцев в собственных силах не бросается так в глаза, как в спросе на товары роскоши. В 2009 году КНР обошла Соединенные Штаты и стала вторым рынком товаров роскоши, а к 2015 году, считают специалисты, обойдет и нынешнего лидера – Японию. Причем прогнозы эти делались до разрушительного землетрясения.
Считается, что китайский рынок товаров роскоши через пять лет вырастет до 18-20 млрд долларов, а через десять лет, по прогнозам брокерской компании CLSA Asia-Pacific Markets, на него будет приходиться 44% мировых продаж товаров этой категории.
В лондонских и парижских магазинах все чаще можно услышать китайскую речь.
После того как Пекин ввел 20-процентный налог на покупку предметов роскоши, состоятельные китайцы, которые и до этого любили съездить за границу, бросились опустошать лондонские, парижские и миланские бутики. На Бонд-стрит, главной лондонской улице дорогих магазинов, китайскую речь в наши дни можно услышать значительно чаще арабской и русской, а в магазины берут продавцов со знанием китайского языка так же, как несколько лет назад – русского. Китайцы сейчас, утверждают специалисты FDKG, оставляют в лондонских, да и не только в лондонских, бутиках больше толстосумов из России.
Наибольшей популярностью у китайского среднего класса пользуются изделия таких известных брендов, как Louis Vuitton, Rolex, Burberry и т. д. Китайцы часто покупают их для подарков родственникам, партнерам, друзьям и, конечно же, любовницам. Считается, что три четверти покупаемых состоятельными китайцами дорогих часов – подарки, помогающие создавать, поддерживать и развивать guanxi – связи, без которых в Китае никуда.
Представители среднего класса Поднебесной быстро входят во вкус красивой жизни и в огромных количествах скупают дорогие вина, деликатесы, машины, одежду и аксессуары. Никто не удивится, если через десять лет вместо привычного выражения «американский образ жизни» в ходу будет «китайский образ жизни». Напротив, будет удивительно, если это не произойдет.