Как школа может быть полезна выпускникам

Статья А. Бабетова и М. Калужской, опубликованная в газете "Вести образования" от 12.11.2018.

Что такое «эндаумент» и как организовать в школе свой фонд целевого капитала, «ВО» писали в октябре. Мария Калужская и Алексей Бабетов продолжают делиться опытом, зарождая среди выпускников школ новую традицию взаимопомощи, обмена знаниями и связями, общения на равных.

Мы поняли, что важная часть работы, связанная с эндаументом, – формирование сообщества выпускников.

«Корифей» – школа молодая, нам 27 лет, поэтому количество наших выпускников пока не превысило число учащихся, а третья часть выпускников – пока еще студенты. Поэтому о процессах объединения и создания Клуба выпускников мы задумались только в 2018 году, спустя 14 лет после первого выпуска.

А школа с 50- или 100-летней историей имеет в своем активе тысячи выпускников, среди которых, несомненно, немало людей известных и влиятельных, обеспеченных или наделенных яркими талантами, активных и готовых помогать.

Сообщество благодарных

Игорь Рыбаков озвучил идею о «сообществе благодарных выпускников». Она оказалась нам очень близкой. Ведь школьное сообщество, куда обычно включают три элемента: учеников, учителей и родителей, на самом деле является неполным без четвертого элемента – выпускников. И магического пятого – самой школы как организации, запускающей процесс сотрудничества и взаимодействия всех со всеми.

  • Выпускники дают школе самую надежную обратную связь: слова выпускника имеют для сегодняшних школьников совсем другой вес, нежели слова мамы или учителя.

Ведь это взрослые и часто состоявшиеся люди, находящиеся совсем на другой, большой орбите, но когда-то стартовавшие с этой же планеты, сидевшие в тех же классах и до сих пор знающие имена всех любимых учителей.

При частом общении учеников с выпускниками возникает инсайт: каждый ученик – в перспективе выпускник, и он должен примерять на себя эту почетную и пожизненную роль.

  • Успешность и состоятельность выпускников – самое надежное свидетельство состоятельности школы.

Надо регулярно мониторить жизненные и профессиональные маршруты выпускников разных поколений, чтобы предлагать обществу показатели своей эффективности.

  • Выпускники – эффективная эмоциональная поддержка учителям и надежное средство от профессионального выгорания.

Приходя в школу со словами благодарности, они возвращают труду педагогов главный смысл и продлевают их миссию в будущее.

Год выпускника

Когда мы сделали эти выводы и поняли, что пора начать системную работу с выпускниками, то столкнулись с очевидной и глобальной проблемой российской школы – отсутствием (за очень редким исключением) традиции долгосрочного взаимодействия с выпускниками.

Европейские и американские учебные заведения проводят такую работу в системе: существуют привычные алгоритмы организации встреч и групп взаимопомощи, сбора средств, выпуска бюллетеней и т.д.

Наши выпускники собираются на редкие (юбилейные) встречи, иногда навещают учителей, реже – школу; с годами это притяжение ослабевает и сходит на нет.

Практически нет интересных проектов привлечения выпускников к участию в образовательных программах школ (разве что опыт Лицея № 4, г. Королев, где каждую субботу выпускники читают открытые лекции).

Поэтому начинать формирование вокруг школы сообщества выпускников как долгосрочную программу приходится практически с нуля. И мы начали.

2018–2019 учебный год в «Корифее» объявлен Годом выпускника.

Программа сотрудничества началась со Дня знаний: 1 сентября стартовые классные часы в 8–11-х классах провели 10 выпускников. Они напутствовали и мотивировали гимназистов на новый учебный год, демонстрируя возможности современного образования и помогая выбрать верное направление в жизни и карьере.

29 сентября 80 выпускников разных лет – от 2004 до 2018 – собрались на первую Встречу выпускников. Специально к мероприятию был проведен опрос, на основе 96 заполненных форм составлен социологический портрет выпускника.

Собравшимся были предложены интересные и взаимовыгодные форматы долгосрочного сотрудничества (программы корпоративной лояльности, «Эндаумент-фонд») и заявлена общая цель – создание Клуба выпускников. Выпускник 2013 года Валерий Топорков зачитал проект Манифеста выпускника.

Манифест выпускника гимназии «Корифей»

  1. Выпускник «Корифея» – это почетное пожизненное звание.

  2. Выпускники ежегодно пополняют ряды сообщества и делают его более солидным и влиятельным.

  3. Каждый выпускник готов содействовать установлению деловых и личных контактов внутри сообщества, обмену опытом и взаимовыгодному сотрудничеству выпускников всех лет.

  4. Выпускник всегда лично встретится, прочтет письмо либо ответит на телефонный звонок от другого выпускника «Корифея» (независимо от факта знакомства и года выпуска).

  5. Участвует в пополнении единой базы данных выпускников и сообщает сведения о себе.

  6. По возможности помогает в организации встреч выпускников, участвует в ежегодных встречах.

  7. Участвует в клубных программах школы и мероприятиях для выпускников, пользуется преимуществами дисконтной системы Клуба «Корифей».

  8. Готов поделиться полезной информацией о городе и стране своего проживания, дать советы путешествующим, оказать необходимую помощь.

  9. Поддерживает связь со своим выпуском, гимназией и педагогами. Находится в «зоне приема» сообщений.

  10. Оказывает посильную помощь (финансовую, экспертную, организационную, моральную и пр.) школе и другим выпускникам. Добрым словом вспоминает свою школу, хранит и защищает честь выпускника «Корифея» всюду, где бывает.

А еще выпускники приняли участие в праздновании 27-летия гимназии, в проведении Лицейского дня, вошли в состав организаторов и участников общегимназического конкурса проектных идей «Мастерская мечты». До конца учебного года запланировано еще несколько крупных мероприятий с участием выпускников.

Вся воспитательная работа гимназии сегодня корректируется с акцентом на создание сообщества «благодарных выпускников».

Взаимодействие со школой

Когда выпускники стали приходить в школу, оказалось, что она тоже им полезна:

  • в роли модератора межличностного и делового общения выпускников разных лет, которые, учась с интервалом в 4–5 лет, уже друг друга не знают (так созрел проект разработки платформы (веб-сервиса) для нетворкинга выпускников);

  • как «остров доверия» (многим, особенно на первых порах, нужны поддержка и навигация, а более старшие с удовольствием приходят на встречи и классные часы, чтобы «себя показать»);

  • в качестве площадки для встреч и реализации совместных проектов;

  • в виде объекта адресной помощи.

Можно, например, материально поддержать своих педагогов, вышедших на пенсию, или учредить именную стипендию для выдающихся учеников.

Очевидно, что лучше делать это не разово, а в рамках создания общего целевого капитала с ежегодными отчислениями на отдельные программы. Так благодарность отдельных выпускников стекается в общее русло «Эндаумента», внутри которого уже возникают отдельные направления для финансирования.

Замыкая круг

Согласно теории «четырех элементов», мы включили группу выпускников в структуру управления «Эндаумент-фондом».

Совет по управлению целевым капиталом Гимназии «Корифей» состоит из двух советов: Попечительского и Управляющего.

  1. Попечительский совет – это официальный орган, устанавливающий правила и направления расходования средств в соответствии с законом 275-ФЗ. В него входят директор школы и основные создатели фонда. Во главе Попечительского совета тоже стоит выпускник – тот самый (10 лет назад) мальчик Илья, главный редактор школьной газеты, который приезжал на конференции «Эврики», въедливо спорил со взрослыми спикерами и брал интервью у тогдашнего министра образования Андрея Фурсенко. Сегодня Илья Тугбаев – человек солидный: директор Загородного клуба «Белая лошадь», депутат Думы Сысертского городского округа.

  2. Управляющий совет – это представители школьного сообщества: выпускники, родители, ученики, учителя и представители администрации школы (от каждой группы по пять человек). Управляющий совет разрабатывает программы расходования средств и пропорции деления заработанного дохода по этим направлениям, а затем представляет их Попечительскому совету.

Пять выпускников в составе второго совета (с 2008 по 2018 год выпуска) лоббируют программы, нацеленные на укрепление сообщества выпускников и проведение мероприятий для них (либо с их участием).

Круг замыкается: выпускники поддерживают школу – школа делится ресурсами с выпускниками. Зарождается новая традиция: взаимопомощи, обмена знаниями и связями, общения на равных – нормальная традиция гражданского общества, к которому мы понемногу продвигаемся на своем корабле под названием «Эндаумент».

Источник.