Можно ли научить быть счастливым?
Вновь обсуждается тема счастья как результата образования. Вернее, не самого счастья, а умения быть счастливым. Ведь если верить В.Г.Короленко, что мы созданы для счастья, «как птица для полета», то само счастье – цель нашего существования.
Следовательно, можно составить алгоритм движения к цели и «упаковать» его в образовательную программу. За 11 лет – посредством или вопреки ФГОС – научить среднестатистического выпускника достигать состояния счастья в теории и на практике. Генерировать проекты по добыче, накоплению и производству счастья.
Так уже делается, к примеру, в Йельском университете, где на лекциях по изучению феномена счастья настоящий аншлаг. Курсы счастья предлагаются студентам Гарварда и Кембриджа. В последнем даже создан особый «институт благоденствия» (Well Being Institute). Первая школа, включившая в свой учебный план уроки счастья, тоже находится в Англии – это Веллингтон-колледж. Все ученики от 11 до 18 лет включены в эксперимент по приобретению данной полезной компетенции.
При этом посыл про счастье как цель остается гипотетическим. Во-первых, чего только не вкладывают в само понятие счастья (от ананасов в шампанском до полной аскезы и самоотречения); во-вторых, серьезные возражения вызывает счастьецентрированность нашего бытия. Пресловутый конфликт чувства и долга, свободы и фатума на протяжении всей истории человечества загонял проблему в рамки нравственного выбора и часто объявлял счастливчиков легковесными эгоистами.
Взять хотя бы известный спор эпикурейцев и стоиков, разгоревшийся еще в IV веке до нашей эры. Ищи спокойствия и удовольствий, уклоняйся от страданий, - учили первые. Делай, что должно, а не что хочется, - наставляли вторые. Эпикур призывал найти источник счастья в себе, объясняя, как это сделать, и в этом смысле был первым учителем «счастьеведения». Но ведь и Зенон-стоик тоже усматривал основу душевного равновесия в самом человеке: в твердости духа, достойно переносящего любые удары судьбы. Оба искали счастья, но совершенно разного: легкого, приятного избегания трудностей либо тяжелого, выстраданного «кайфа преодоления»…
Вот и разберись после этого, чему, собственно, учить… А есть еще и скептики, воспевающие атараксию – безразличие к происходящему. И гедонисты, влекущие в мир наслаждений. И циники, умеющие извлекать радость из беспринципности. В общем, за пару уроков философии в профильном 10-м классе такую глобальную тему не «поднять»… Или все-таки попытаться?
Начали мы с личного опыта – как в известном фильме «Доживем до понедельника». Сочинений не писали – ограничились кратким изложением сути. Каждый определил счастье для себя, не обращаясь к лапидарности словарей и мудрости предков. И выбрал цвет своего «счастливого» листочка.
-
«Эмоциональное удовлетворение от достижения цели» (зеленый)
-
«Дело. Деньги. Популярность» (желтый)
-
«Люди, которые меня любят» (зеленый)
-
«Когда нет несчастья» (розовый)
-
«Бабочки в животе» (желтый)
-
«Кратковременная вспышка эмоций или стабильное понимание (рефлексия), что все хорошо» (голубой)
-
«Гармония с собой» (розовый)
-
«Свобода, возможность выбирать» (зеленый)
-
«Любимое дело» (розовый)
-
«Когда улыбаешься каждый день» (голубой)
-
«Дорогие люди рядом» (розовый)
-
«Душевное равновесие, спокойствие и комфорт» (голубой)
-
«Ощущение нужности» (зеленый)
Уста детей глаголют истины, которые при всем разнообразии складываются в три основных компонента счастья (итог совместного обсуждения).
-
Умение ценить то, что есть в вашей жизни. Древние греки называли этот вид счастья «эвдемонией» – благодарностью судьбе за ее дары. Как жители прагматичной эпохи, добавим от себя «и умением этими дарами пользоваться».
-
Полнота самореализации, или следование своему призванию (миссии, предназначению, дао или чему там еще…). Это как раз про любимое дело, достижение цели, ощущение нужности и гармонию с собой. Кстати, одним гармонично бороться и искать, а другим найти и насладиться, так что Зенон с Эпикуром оба правы.
-
Способность аккумулировать в себе счастье как состояние: кормить своих «бабочек в животе» и копить горючее для «вспышек». Которые освещают мир для тебя и для других.
А где же счастье как высшая радость общения? Оно «зашито» в каждом из пунктов. Мы ценим тех людей, что оказались рядом с нами; мы реализуемся через других и делимся своими аккумуляторами. При этом каждый дозирует общение в экологичной для себя пропорции: кто-то счастлив с самим собой, кто-то вдвоем, а кто-то со всем миром в обнимку…
Возвращаемся к главному вопросу: может ли школа научить быть счастливым? Мои десятиклассники решили, что может. И отдельный предмет для этого необязателен (хотя было бы прикольно, если бы был).
Что конкретно делать? Снова обратимся к трем компонентам.
-
Привлекать внимание к тому, что дано ребенку природой, семьей, обстоятельствами жизни – в позитивном залоге. Будить любопытство к изучению себя, своих задатков и способностей, к поиску самых разных ресурсов для саморазвития. Воспитывать чувство благодарности судьбе и стремления помочь тем, кому дано меньше. Такое обучение можно начинать с 5-6 лет и даже раньше. Есть ли такие приемы и технологии? Конечно, прежде всего, в арсенале психологов, но и любой грамотный педагог справится, надо только акценты поменять. Обязательно привлекать семью и объяснять, как вместе поднять «уровень» детского счастья. И (потом, когда ученики станут постарше) устраивать благотворительные акции в детских домах, приютах, больницах. Эвдемонию стимулировать и пробуждать деятельное сострадание.
-
Больше фокусироваться на личных смыслах (зачем мне этот предмет? эта тема? этот навык?), формировать культуру осознанного выбора и рефлексии собственной деятельности. Создавать безопасное пространство для проб и ошибок в подростковой школе, а дальше – в старшей – переходить на новый уровень свободы выбора (сферы деятельности, профессии, увлечений, круга общения и пр.). С акцентом на поиск «счастливого» совпадения себя, ценностей и целей, с избранной деятельностью, образом и стилем жизни. Есть ли такие приемы и технологии? Стоит взять инструменты из коучинга, игропедагогики, коммуникативных практик и новейших форматов профориентации. Можно попробовать такую инновационную форму, как жизненное проектирование, когда объектом проектной деятельности становится собственная жизнь ученика, а целью – ее изменение к лучшему.
-
Обучать приемам релаксации и концентрации на главном. Приучать к оптимальному режиму чередования работы и отдыха. Прививать культуру внутреннего диалога с собой и окружающим миром – через предметы, звуки, художественные образы… Обращать внимание на красоту и значимость самых разных моментов жизни. Работать с субъективным временем и пространством. Есть ли такие приемы и технологии? Снова можно позаимствовать упражнения у психологов, тренеров по телесным практикам, арт-терапевтов (без фанатизма!). Привлечь арсенал музейной педагогики, расширить диапазон выходов за пределы класса – на природу, в городскую среду… Привлечь школьников к изменению учебного пространства, к дизайну среды. Включить в ход занятий минутки релаксации или правополушарного рисования…
Ну что ж, наш урок подошел к концу. Мы вышли на новый уровень счастья и поняли, чего хотим и что можем.
Нам, педагогам, стоит начать с себя и «прокачаться» по всем трем компонентам. Иначе как без единой бабочки в собственном животе поселить радостное трепетанье в детских организмах?
Можно прямо сейчас залезть в Интернет и прочитать 2 280 000 советов из серии «Как научиться быть счастливым?» (именно столько выдает Гугл). А можно съесть что-нибудь вкусное, включить хорошую музыку и почитать Эпикура: «Из крапивы извлекай нитки, из полыни – лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, на столе – полную чашу, в саду – свежий цветок».